Министерство образования в последнее время по части скандальности уступает разве что Министерству обороны и МВД. А может, даже и превосходит эти ведомства.
Во всяком случае, каждая из последних инициатив ведомства вызывала в обществе жаркие споры и даже откровенное неприятие.
Министр Тишайший
Причём есть все основания полагать, что и сам Дмитрий Ливанов, и его подчинённые отдают себе отчёт в том, что проводимые ими мероприятия по реформированию отечественного образования, мягко говоря, не бесспорны. Оттого и стараются осуществлять их в полной тишине.
Например, министерство не очень любит высказываться на тему слияния и укрупнения средних школ. Сей процесс идёт постепенно, оставаясь в тени. Между тем, когда в одну «упряжку» запрягают и обычные, и коррекционные школы, и школы для подростков с девиантным поведением, это не выглядит таким уж однозначным и понятным решением.
Да и эффективность функционирования гигантских образовательных комплексов, получающихся после слияния, весьма сомнительна. Впрочем, эту важную тему мы обязательно затронем отдельно.
Как не вспомнить и тот факт, что пресловутый «чёрный список» «неэффективных» вузов был обнародован Министерством образования только после того, как он уже просочился в прессу. Сами чиновники, казалось, до последнего не желали оглашать результаты своих трудов. Весьма удивительная скромность, особенно с учётом социальной важности данного процесса.
Стоит напомнить, что и процесс слияния вузов, который был официально подтверждён после появления списка «неэффективных», шёл и раньше, но без особой огласки.
И только бунт студентов в Тамбове, а также пикеты в московском ГУУ заставили представителей Минобразования озвучить свою позицию в данном вопросе вслух.
В этой связи вспоминаются бессмертные строки Леонида Филатова: «Чтоб худого про царя не болтал народ зазря, действуй строго по закону, то бишь действуй втихаря».
Новогодний подарок с сюрпризом
Однако новая инициатива Министерства образования, о которой ведомство Дмитрия Ливанова тоже не стремится говорить вслух, может решительно затмить всё, что было до этого.
Ещё летом в недрах ведомства был разработан документ под названием «План мероприятий „Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки“». Цель изменений, конечно, благая – сделать наше образование эффективным.
Весь вопрос в том, что понимают чиновники Минобразования под эффективностью.
Документ был утверждён распоряжением правительства России от 30 декабря 2012 года за номером 2620-р.
Возможно, я пессимист, но опыт подсказывает, что не стоит ждать ничего хорошего от документов, которые подписываются в тот момент, когда население ставит шампанское в холодильник и режет салат «оливье».
Так что же такого в этом документе? Если смотреть не на общие фразы, суть которых сводится к тому, что завтра будет лучше, чем вчера, а на цифры, то получается весьма интересная картина.
Работать больше за те же деньги?
Итак, в среднем образовании по состоянию на 2012 год число обучающихся в расчёте на одного учителя составляет в среднем 10,9 человека. Согласно плану на 2018 год, это число будет доведено до 13. То есть нагрузка на каждого педагога должна увеличиться примерно на 20 процентов.
При этом численность обучающихся в 2012 году составляет 13,362 млн человек, а в 2018 году она вырастет до 14,805 млн.
Таким образом, расчёты показывают, что при подобном росте числа учащихся и подобном увеличении нагрузки на педагогов неизбежно сокращение преподавательского корпуса.
И если сегодня 1 225 800 учителей средней школы, то к 2018 году их останется 1 138 800. Это означает, что количество учителей в стране уменьшится на 87 000 человек.
Кроме того, документ сообщает, что к 2014 году планируется изменение нормы часов за ставку заработной платы педагога. С учётом общих тенденций и того, что было сказано выше, нет особых сомнений в том, что для «повышения эффективности» образования рядовому педагогу придётся больше работать за прежние деньги.
Ещё более интересно то, что Министерство образования планирует увеличить количество молодых учителей в возрасте до 30 лет с 17 до 24 процентов от общего числа педагогического корпуса. Каким образом это будет сделано, если учесть то, что молодёжь не слишком-то рвётся в эту профессию?
Повысить процент молодёжи можно и иначе – сократив количество тех, кто старше 30 лет. То есть опытных, высококлассных специалистов, которых и сегодня в школах не так уж много. Завидная перспектива.
260 тысяч обречённых
Но всё вышеприведённое – сущие цветочки по сравнению с тем, что к 2018 году ждёт высшее образование. Если кто-то до сих пор верит в речи министра Дмитрия Ливанова о гуманном подходе к кадрам, о том, что повального сокращения вузов и преподавателей не будет, боюсь, его ждёт жестокое разочарование.
Итак, по данным Минобразования, в 2012 году количество обучающихся в высшей школе составляет 6 490 млн человек. К 2018 году их количество сократится до 5 145 млн.
При этом планируется, что средняя нагрузка на преподавателя вырастет с 9,4 человека в 2012 году до 12 человек в 2018 году.
Дальше – простая математическая задача на деление. В результате которой мы получаем следующий ответ: если в 2012 году 690 425 преподавателей вузов, то к 2018 году их останется 428 750 человек. Это означает, что сокращение преподавателей высшей школы составит 38 процентов! То есть на улицу отправятся более 260 тысяч вузовских преподавателей.
На этом фоне рост загруженности одного преподавателя университета на 28 процентов выглядит уже сущей мелочью. Где уж тут возмущаться загруженностью, если 4 из 10 твоих коллег вообще лишатся работы?
Будущее в тумане
Разумеется, всё это проводится под лозунгами «оптимизации и повышения качества образования».
Но очень трудно поверить в чистоту помыслов людей, которые упорно пытаются оставлять свои самые непопулярные и спорные инициативы где-то в тени.
Вместо убеждения людей в собственной правоте и необходимости принимаемых мер чиновники пытаются поставить общество перед свершившимся фактом.
В начале 1990-х примерно тем же путём было «реформировано», а фактически уничтожено средне-специальное образование.
Сложно спорить с тем, что нынешнее российское образование нуждается в переменах. Однако от того, что и как предлагается сегодня Министерством образования, веет не продуманными замыслами, а некоей кампанейщиной, жертвами которой могут стать не только десятки тысяч преподавателей, но и миллионы студентов и школьников, а в целом – само будущее нашей страны.