Наша Земля на глазах становится слишком маленькой. Человек, севший утром в самолёт в российском аэропорту, к вечеру может оказаться в любой точке планеты. А если это преступник?
О том, как «добывают» убийц и мошенников из экзотических стран и возвращают деньги из самых дальних офшоров, рассказывает Александр Звягинцев, заместитель Генерального прокурора РФ. Полную версию интервью можно прочитать на сайте Генеральной прокуратуры.
Верните денежки!
«АиФ»: - Александр Григорьевич, как у российской прокуратуры складываются отношения с зарубежными коллегами?
А.З.: - Мы сотрудничаем с коллегами из более чем 70 государств мира. В прошлом году нами рассмотрено почти 10 тысяч запросов об экстрадиции и следственных поручений, как поступивших из-за рубежа, так и предназначенных для направления иностранным партнёрам. При этом удалось добиться выдачи ряда лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений, вызвавших широкий общественный резонанс.
Например, из Испании выдан директор клуба «Хромая лошадь», в котором в результате пожара погибли 156 человек. Украина выдала двух участников преступной группировки, обвиняемых в убийстве 12 человек, в том числе малолетних детей, в станице Кущёвской Краснодарского края. Компетентными органами Беларуси и Азербайджана удовлетворены запросы о выдаче ряда лиц, обвиняемых в совершении террористических актов и организации незаконных вооружённых формирований. Кипр передал нам гражданина США, который похитил из бюджета Московской области денежные средства на сумму более 1 млрд рублей.
Значительное внимание мы уделяем вопросам розыска и возврата из-за рубежа похищенных ценностей. В 2011-2012 гг. по запросам Генеральной прокуратуры Российской Федерации за границей в целях конфискации наложен арест на имущество, добытое преступным путём, на общую сумму около 16,4 млрд рублей. Активы стоимостью свыше 1,5 млрд рублей были возвращены российским собственникам из других стран.
«АиФ»: - Достаточна ли имеющаяся правовая база для обеспечения эффективного участия России в международном сотрудничестве по уголовным делам?
А.З.: - С сожалением должен констатировать, что правовая база России в этих вопросах не отвечает ни текущим, ни тем более перспективным потребностям. В настоящее время Россия не имеет специальных договоров о выдаче и правовой помощи по уголовным делам более чем со 120 государствами из 193 членов ООН. Таким положением дел пользуются преступники. Например, всё чаще они пытаются скрыться от правосудия в государствах, с которыми у России нет договоров о выдаче. Многие страны (например, США и Канада) без договора никого не выдают. Конечно, мы пытаемся найти правовой выход из ситуации. В частности, в прошлом году с некоторыми из таких стран (к примеру, с Марокко, Таиландом) успешно решены вопросы передачи в Россию лиц для отправления уголовного правосудия.
«АиФ»: - В следующем году в России пройдут ежегодное собрание и конференция Международной ассоциации прокуроров (МАП). Чего вы ждёте от этого мероприятия?
А.З.: - Да, Генпрокуратура России впервые получила право на проведение 18-й Ежегодной конференции и Общего собрания МАП в Москве в сентябре 2013 г. Прокурорский форум подобного масштаба будет проведён впервые. Мы ожидаем, что участие в работе конференции примут делегации из более чем 150 стран. Кроме того, будут приглашены руководители ряда авторитетных международных организаций, в частности таких, как ООН, Совет Европы, Интерпол.
Что касается практической пользы от проведения такого мероприятия, то в первую очередь это обмен опытом в решении конкретных вопросов прокурорской деятельности, установление и укрепление непосредственных профессиональных контактов, которые способствуют решению проблем двустороннего сотрудничества. Уверен, что и опыт российской прокуратуры будет небезынтересен для наших зарубежных коллег по цеху.
Горячие точки
«АиФ»: - Как складываются отношения со странами, которые пережили «арабскую весну» или в которых продолжаются внутренние конфликты?
А.З.: - Когда гремят пушки, право, к сожалению, молчит. Тем не менее мы даже в этой непростой ситуации не сидим сложа руки, а постоянно поддерживаем контакты с нашими коллегами из Египта, Туниса, Сирии, Ливана и других стран. Дело в том, что в государствах с нестабильной политической или революционной обстановкой очень часто пытаются скрыться люди, которые совершили тяжкие преступления, ведь им нечего терять! И мы имели информацию о том, что именно в таких странах начали искать пристанища опасные преступники. Естественно, мы отслеживали их путь, устанавливали места пребывания, после чего вступали в непосредственный контакт с коллегами из правоохранительных органов этих стран. И по требованиям Генпрокуратуры РФ они были задержаны, а некоторые уже этапированы в Россию. На днях из Египта под конвоем доставлен ранее находившийся в международном розыске Александр Стерхов. Он обвиняется в организации в феврале 2011 г. заказного убийства депутата Ирбитской гордумы (Свердловская область) Александра Барыбина.
Сирией в феврале этого года принято решение о выдаче Аль-Саффара Аделя Махировича. Он обвиняется в незаконном сбыте наркотических средств.
«АиФ»: - Касаясь «далёких стран», где, как известно, в ряде офшорных зон незаконно оседает российский капитал: идут ли они на сотрудничество по расследованию уголовных дел?
А.З.: - Хочу напомнить, что за сравнительно небольшой срок вопреки прогнозам некоторых пессимистов Генеральной прокуратурой Российской Федерации были подписаны семь межведомственных соглашений с Кипром, Ливаном, Сейшельскими островами, Черногорией, Шри-Ланкой и Люксембургом.
Эти документы позволят эффективно противодействовать транснациональной организованной преступности, расследовать уголовные дела, связанные с незаконным выводом из России сотен миллиардов долларов начиная с 1990-х годов.
Продолжая тему офшоров, хочу отметить, что, по нашим данным, в них по-прежнему оседают миллиарды долларов, вывезенных из России в результате незаконных финансовых операций. Сейчас на подходе подписание аналогичных межведомственных соглашений с Мальдивскими островами, Панамой, Новой Зеландией. Ещё шесть таких проектов находятся на различных стадиях согласования с компетентными органами Белиза, Гибралтара, Британских Виргинских островов, Каймановых островов, Объединённых Арабских Эмиратов, Швейцарской Конфедерации (в новой редакции). Эта работа продолжается.