Алексей Кудрин – политический тяжеловес, но его приход на митинг был ошибкой. На митинге его освистали, что было легко предвидеть. Понятно, что на митинге вообще освистывают разумных, спокойных и сдержанных людей. Вес Кудрина не в том, чтобы по митингам ходить, а в его административном опыте, его значение - в международных финансовых кругах, его авторитет - среди российского правящего класса, бизнес элиты. Вот в чем сила Кудрина.
А популистские выступления на митингах – это абсолютно не его жанр и это было бы также странно, как если бы Навальный или Ксения Собчак пришли на заседание международного валютного фонда и стали бы там произносить речь. Так что мне кажется, что Кудрин сыграл не на своей площадке, но в сущности, это не имеет никакого значения. Ну, пришел. Ну, ушел.
Вот то, что Кудрин хочет возглавить оппозицию или переговоры оппозиции с властью – вот это очень важный момент. В этой ситуации позиция Кудрина исключительная, незаменимая, и если действительно говорить о деформации и преобразовании режима, то в этом процессе Кудрин мог бы сыграть роль абсолютно незаменимую, учитывая его огромный авторитет. Кроме этого, он ближайший личный друг Путина, один их немногих людей, которым Путин доверяет.
С третьей стороны, Кудрин на сегодняшний день в России один из немногих людей, у которых есть государственный и системный подход. Не пугающие эмоции, а действительно системный подход. Таких людей вообще мало, всегда было мало, а у нас сейчас вообще просто с ходу и не вспомнишь.
По всем этим параметрам Кудрин фигура исключительно важная, так что если действительно в следующем году пойдет процесс плавной деформации режима, то Кудрин мог бы сыграть в этом процессе огромную роль. Но у него тут есть два опаснейших врага. Это революционное нетерпение масс с одной стороны и объективная ситуация с другой стороны. Если будет серьезный экономический кризис, который Кудрин же много раз предсказывал, если действительно упадут доходы населения, то тут уже ни о какой плавной деформации речь не пойдет.
На улицы выйдут совсем другие люди, не имеющие никакого отношения к этой митинговой стихии. Совсем другие пойдут митинги, и никакими терапевтическими средствами их не удержишь.