С этого учебного года школам предоставлена полная свобода и в выборе того, как и чему учить детей, и в распоряжении деньгами. Зачем?
«АиФ» спросил у Ирины Абанкиной, директора Института развития образования Высшей школы экономики.
«АиФ»: - Ирина Всеволодовна, а чем плохо спускать сверху учебные программы, смету расходов?
И.А.: - Исследования показали: лучшее образование дают школы, которые сами выбирают учебные программы, подбирают кадры, распоряжаются финансами. По результатам международной программы оценки учащихся 15-летнего возраста PISA (Program International Student Assessment) ещё в 2000 г. на 1-е место неожиданно вышли школьники из Финляндии, Австралии и Южной Кореи. Последние до сих пор в лидерах. Высоких позиций они достигли не повышением расходов на образование, а за счёт передачи всех рычагов управления самой школе. Ей виднее, как организовать учёбу, чтобы полнее раскрыть способности детей. Польша, Чехия, Эстония, Латвия, имевшие похожие на нашу системы образования, прислушались к советам экспертов и резко вырвались вперёд. У Тайваня, Сингапура, Китая необыкновенные темпы в достижениях школьников. Россия топчется в третьем десятке стран, где образованность ниже среднего. Поэтому отныне деньги будут передаваться школе одной строкой. Дело директора - правильно ими распорядиться.
«АиФ»: - Большинство директоров школ - дамы пенсионного возраста. Под силу ли им реформы?
И.А.: - Из-за того, что некоторые директора не могут освоить новые технологии, наши школьники всё время отстают от азиатских и европейских. Сейчас ведутся большие проекты по переподготовке директоров школ и привлечению молодых кадров.
«АиФ»: - А что даёт выбор программ обучения, каникул?
И.А.: - Молодые поколения выпускников сейчас серьёзно меняют сферу деятельности уже через 3-5 лет. Важно научить детей выбирать дисциплины, обосновывая свой выбор. А в выборе времени каникул, 5-дневки или 6-дневки школа должна учитывать мнение управляющего совета школы, родителей.
«АиФ»: - Власти обещали, что поднимут зарплату всем учителям. На деле вышло - не всем.
И.А.: - Центр уже передал деньги в регионы на закупку учебников, оборудования, повышение квалификации кадров. В ответ на это регионы внесли в бюджеты дополнительные деньги на повышение зарплаты учителям - не директорам или вспомогательному персоналу! - на 30% или до средней по региону. Дальше деньги должны были отдать в муниципалитеты и распределить по школам. Поскольку местные власти не успели письменно предупредить каждого учителя, как требует закон, об изменении условий оплаты труда, то понять, что реализовано из посланий президента и премьера, учителя смогут к середине октября.
Другое мнение
Есть ли минусы в предоставлении школам полной свободы? Мы задали этот вопрос независимому эксперту в сфере образования и социальной политики Кириллу МИТРОФАНОВУ, руководителю Центра независимой оценки качества образования ФИРО:
- Не все готовы к кардинальным изменениям. Образный пример - отмена крепостного права в 1861 г. Тот процесс проходил сложно. Карамзин замечательно на эту тему сказал: «Дай свободу русскому мужику - он или в кабак пойдёт, или на большую дорогу». Часть директоров школ, получив всю полноту власти, будут, безусловно, исходить из интересов нужности и полезности. Но найдутся и такие, которые будут руководствоваться другими целями. Один из главных рисков - не совсем чистая работа с финансами. В российской действительности это неизбежно. Юридическая грамотность населения оставляет желать лучшего. А наша судебная система ориентирована на то, чтобы изловить, а не предупредить.