Минувшим днем в преддверии заседания президиума Госсовета в Дзержинске, на котором будут обсуждаться вопросы экологической безопасности и ликвидации экологического ущерба, причиненного этому городу, президент Дмитрий Медведев встретился с представителями неправительственных экологических организаций. Беседа прошла на открытом воздухе - в Тайницком саду Московского Кремля.
Об ответственности правительства
Начало беседы началось с того, что президент напомнил присутствующему на встрече главе Минприроды Юрию Трутневу о том, что кабинет министров должен не только готовить законопроекты, но и своевременно их выполнять. В связи с этим Медведев назвал «безобразием», то, как исполняются решения в сфере экологии, принятые в минувшем году, и потребовал от высокопоставленного чиновника отчета. «Это ваша ответственность», - отметил он.
В ответ Трутнев заявил о том, что за минувший год подготовлены и согласованы шесть законопроектов. Половина из них поступила в Госдуму, половина - остаются в правительстве.
«Меня абсолютно не интересует, что разработано и что находиться в правительстве. Конституционная обязанность правительства выпускать законопроекты, а не просто их готовить. Если мы с вами договариваемся действовать в определенном временном промежутке и если не получается - скажите администрации. У нас есть свои рычаги, в конце концов, я подключусь. Если все это застряло, то надо было позвонить мне и сказать, что все это болтается уже несколько месяцев», - прервал чиновника российский лидер.
«Где они? Три законопроекта в Госдуме, а почему еще три в правительстве? Проверьте. Меня контрольное управление президента и администрация в целом информировали о том, что движение по законам в целом очень вялое», - добавил он.
Также потребовал Медведев от министра разобраться с тем, как идет процесс присоединения России к международным конвенциям по защите природы, и почему наша страна присоединилась не ко всем ее пунктам.
Министр сообщил, что Россия является участником более чем в двух десятках экологических конвенций - ряд из них находится на рассмотрении, а другие противоречат экономическим интересам страны.
«Насчет противоречия российским экономическим интересам мы с вами понимаем, что эта позиция отражает не консолидированное мнение всего правительства или, допустим, всего бизнес-сообщества, а это просто чьи-то представления, которые могут быть верными или не вполне верными. Но из-за этого процесс либо останавливается, либо идет вперед», - ответил глава государства. Он напомнил, что аналогичная ситуация была с присоединением страны к ряду социальных конвенций. «Экономические ведомства говорили «нельзя», мы погрязнем в этом и в этом. Потом начинаешь немножко давить, и говорят - в принципе, может быть, и можно. Это всегда вопрос выбора», - отметил он.
Об ответственности бизнеса
Затем президент перешел непосредственно к проблемам экологии. По его словам, в стране их - огромное количество, но возлагать всю ответственность за их решение на государство не верно. «Это дело собственников - предпринимателей и граждан, государство же имеет к этому юридическое отношение. Оно должно создавать для них побудительные мотивы, то есть подталкивать их иногда аккуратненько, а иногда и жестко к тому, чтобы они эти решения принимали».
«Я не считаю, что во всех случаях государство должно давать деньги. Потому что, когда у нас государство давало деньги на все, у нас ничего и не было, и никто экологией не занимался. Куда хотели, туда и сливали все», - сказал Медведев.
По его словам, принятие максимально суровых экологических законов не всегда целесообразно, поскольку они должны основываться на экономической ситуации и быть исполнимыми. «Уже десять лет действует закон о защите окружающей среды. Надо посмотреть на то, как он применяется, потому, что уже выявились сильные и слабые стороны», - заявил он. Тем не менее, отметил глава государства, также важно и отношение самих людей к окружающей среде. «Мы все прекрасно знаем, каково отношение к природе наших людей, и с каким удивлением мы заходим, например, в леса за границей. Для меня всегда это был неприятный момент. Например, когда я на машине проезжал границу Ленинградской области и попадал в Финляндию: та же самая природа, многие исторические корни одинаковые, некоторые привычки одинаковые, но у нас – бардак, а там – все вычищено до последнего сучка, и это очень печально», - констатировал глава государства.
Общаясь с экологами, Медведев признал, что многие их не любят, особенно представители власти, поскольку те занимают очень жесткую и требовательную позицию. «Но во всем мире неправительственные экологические организации для того и работают, чтобы отстаивать интересы людей в самом широком смысле слова, людей, которые хотят жить в нормальной экологически чистой среде. Поэтому, убежден, диалог власти и НПО важен и необходим».
Со своей стороны экологи попросили президента стимулировать все министерства и ведомства к постоянному сотрудничеству с НКО и волонтерами и принять закон об экологическом общественном контроле.
В ответ на это глава государства пообещал разобраться в этом вопросе и пригрозил бизнесменам, которых уличат в преступлениях против экологов, показательным наказанием, невзирая на их состояния и положение.
О защите Байкала
Также в ходе беседы с экологами президент пообещал им, что решение по вопросу экологической защиты озера Байкал и работе Байкальского целлюлозно-бумажного комбината будет найдено в самое ближайшее время. «Если потребуется возглавить какие-то общественные структуры, не сомневайтесь, мы найдем тех, кто возглавит. Надо будет президенту подключиться – я подключусь. Я уверен абсолютно, что решение будет найдено. Ситуация непростая, но там нет катастрофы», - заявил российский лидер.
О Химкинском лесе
Поднят был на встрече вопрос и о Химкинском лесе, через который трасса Москва-Санкт-Петербург все же будет проложена, против чего активно выступает общественность, экологи и правозащитники. Отвечая на него, Медведев сказал, что сейчас альтернативе трассе уже нет. По его словам, когда в августе минувшего года он приостановил строительство трассы, он был уверен, что ее можно пустить в обход. Однако после бесед и консультаций со специалистами он свое мнение изменил, поскольку начатый процесс строительства был уже необратим.
«Мы же с вами понимаем, почему эта ситуация вокруг Химкинского леса сложилась. Потому что, скажем прямо, Москва в тот период не дала реализоваться альтернативному сценарию, который был предложен правительством РФ. А Москва сказала «нет». Я сейчас не буду комментировать, почему это было сделано, все вы знаете, почему. Проблема в том, что прошло определенное время, и уже был нанесен довольно существенный ущерб тем насаждениям, которые были. И именно поэтому альтернативный сценарий, к сожалению, не имел особого смысла и особой перспективы», - констатировал он.