Сейчас памятник стоит во дворе бывшей усадьбы графа А. П. Толстого на Никитском бульваре . В этом доме Гоголь провёл последние четыре года своей жизни. И отсюда началась очередная прогулка сообщества «Москваход». На этот раз весьма примечательная - ведь её организовали исключительно для победителей викторины, которую «АиФ» проводил на протяжении последнего месяца.
Где жили повара
По мнению гида Георгия Давыдова, памятник Гоголю на Никитском бульваре - самый загадочный в Москве. Вокруг него существует много легенд, примет и суеверий. Так, считается, что здесь нельзя назначать любовные свидания. Почему? Да потому, что Гоголь сам остался холостяком на всю жизнь, стало быть, может сглазить брачный союз. Другая примета гласит, что в разное время суток у бронзового Николая Васильевича разное выражение лица. Если обойти памятник, можно полюбоваться барельефами с изображениями героев гоголевских произведений. И обнаружить среди них портрет Владимира Гиляровского. Оказывается, именно он позировал скульптору для фигуры Тараса Бульбы.
Отсюда выходим в бывшую Поварскую слободу - она располагалась на север от нынешнего Нового Арбата. В XVI-XVII веках на этих землях селились знаменитые повара царской кухни. С тех пор сохранились названия - Хлебный переулок, Ножовый, Столовый, Скатертный... Ну и, разумеется, главная улица слободы - Поварская. Однако в XVIII веке территорию переулков близ Арбата стало осваивать дворянство, а ближе к ХХ столетию его сменили купцы, банкиры, фабриканты. В моду вошёл модерн, что заметно по архитектуре многих зданий. Правда, особняк по адресу Хлебный пер., д.15, выполнен в классическом стиле: у входа лежат два каменных льва, над дверью - античные скульптуры-кариатиды. Трудно поверить, но этот дом построен всего век назад, в 1910 году!
«Его хозяином был текстильный «король» - купец Грибов, - рассказывает Г. Давыдов. - Дело в том, что, после того как в начале ХХ века все «переели» модерна, многим захотелось вернуться вот к таким респектабельным львам и женским скульптурам. А с этим особняком был связан страшный скандал. О нём писали газеты того времени. 29 октября 1910 года вдруг застрелился преуспевающий коммерсант Николай Журавлёв. Спустя сутки покончила с собой Ольга Грибова, молодая красивая жена купца, жившего здесь. А ещё через сутки наложил на себя руки коммерсант Тарасов. Выяснилось, что это был любовный треугольник. Двое молодых людей не могли поделить женщину, которая вообще была замужем за третьим. Зато сейчас особняк живёт тихой жизнью - здесь находится резиденция посла Бельгии».
Дамы, совы, мыши
А вот во внешнем облике дома на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков модерна хоть отбавляй! Здание строил архитектор Сергей Соловьёв, причём строил для самого себя, а такие работы всегда интересны. Один из фасадов украшает майоликовое полотно с неким греческим пейзажем. Под ним - загадочные женские лики. Кто эти таинственные дамы, каждый может додумывать сам. Но у одной из тех, что смотрит на вас со стены соловьёвского особняка, на голове сидит сова, а из-за ушей торчат перепончатые крылья.
Фигурки сов можно разглядеть и в основании дома. Если встанете на самом его углу, увидите, что здесь притулилась целая совиная семейка. Кстати, их изготовил тот же скульптор Андреев, сделавший памятник Гоголю. Но самая примечательная находка ожидает у входной двери этого строения со стороны Малого Ржевского. Слева, опять же в основании, - щель от почтового ящика, которому уже более 100 лет. А над щелью - маленький барельеф летучей мыши. Изобилие сов, мышей и прочих неприятных персонажей - ещё одна черта модерна. Архитектор задумывал своё творение как дом-замок. Он населён всякой нечистью, на чердаке ухают совы, но этим он прохожих и привлекает. В другом модерновом здании, расположенном неподалёку (Поварская, д. 44), на втором этаже - огромные окна. Когда-то за ними располагался зимний сад: в начале ХХ века разведение экзотических растений было, как сказали бы сейчас, модным трендом.
Приятно было сидеть среди орхидей, когда за окном трещал крещенский мороз. А ещё, бродя арбатскими переулками, вы можете набрести на манеж середины XIХ века. Когда-то рядом располагалось ведомство коннозаводства, вот при нём и построили это сооружение, где всякий желающий мог за плату заняться конной ездой. Во времена СССР здесь был зал ЦСКА (преемственность налицо: армейцев, как известно, называют «конями»), а сейчас манеж - убежище «офисного планктона», как принято называть конторских служащих.
Между прочим, за время прогулки нашего гида Георгия Давыдова несколько раз узнавали прохожие и даже здоровались с ним за руку. Это значит, число «москваходов» стремительно растёт. Присоединяйтесь!