Примерное время чтения: 6 минут
8046

Призрак крепости. Что в Москве напоминает о Белгородской стене

Сюжет Экскурсии по Москве
Лубяной торг на Трубе в XVII веке. А. Васнецов (1856–1933).
Лубяной торг на Трубе в XVII веке. А. Васнецов (1856–1933). Commons.wikimedia.org

В Средние века и Новое время большинство крупных европейских городов были обнесены крепостными стенами. Москва не стала исключением. На картах XVII века столица состоит из четырёх частей: Кремля, Китай-города, Белого города и Земляного. Стены первых двух горожанам удалось сохранить фактически в неизменном виде, со вторым и третьим вышло сложнее — вспомнить о возвышавшихся крепостях можно лишь по отдельным зданиям и названиям улиц.

Карта Белого города
Карта Белого города. Фото: wikipedia.org

Белгородская стена появилась на карте Москвы в 1581–93 годах на месте деревянных и земляных укреплений, сгоревших в 1571 году во время набегов на Москву крымских татар. Строительством нового каменного укрепления вокруг Кремля и Китай-города по решению правительства Бориса Годунова первоначально руководил зодчий Фёдор Конь, прославившийся при возведении Смоленского кремля.

Изначально в составе Белого города были 28 башен и 11 ворот: Всехсвятские вблизи Большого Каменного моста, Пречистенские, Арбатские, Тверские, Никитские, Петровские, Дмитровские, Сретенские, Мясницкие, Покровские и Яузские. Внутри укрепления жили бояре и дворяне, состоявшие на государственной службе, которым разрешалось строить только каменные дома. Дворы чиновников назывались «белыми» — свободными от налогов и податей. В народе участок обычно назвали проще — Царёв град.

Белгородская стена в Москве появилась значительно позже, чем аналогичные укрепления в европейских городах, но закончила своё существование одновременно с ними. Начавшаяся в XVIII веке Северная война показала, что постройка окончательно потеряла первоначальный функционал. За стеной перестали следить, а обыватели принялись растаскивать постройку на кирпичи.

Бульварное кольцо

Из-за постоянного воздействия извне стена и башни Белого города стали обрушаться и угрожать горожанам. Так, по свидетельству московских газет, в феврале 1750 года в районе Всехсвятских ворот были засыпаны несколько мещанских домов, погибли 4 человека. После инициированной проверки перед Екатериной II отчитался генерал-полицмейстер Алексей Татищев: «Многие камни вывалились, а в коих местах расселись и обвалились, отчего едущим и идущим всякого чина людям крайнее опасение имеется».

Императрица приняла решение остатки стены разобрать, а на их месте «по примеру чужестранных земель иметь место в средине города для общественного удовольствия, где бы жители оного могли, не отдаляясь от своих домов, употреблять прогуливание». Так в Москве появились модные в европейских городах бульвары, разделённые площадями. В топонимах новых объектов сохранились воспоминания о крепости: Яузский бульвар начинается на площади Яузские ворота, переходит в Покровский, затем в Петровский, Тверской, Никитский и Гоголевский, который упирается в площадь Пречистенские ворота — именно в этих границах в XVI–XVIII веках и существовала Белгородская крепость. С другой стороны пространство ограничивалось Кремлём и Китай-городом.

Оставшиеся после разборки сооружения материалы были пущены на новое строительство. В большинстве случаев из остатков стены строили мещанские дома и несохранившиеся церкви. Но в числе построек удалось оказаться и двум известным архитектурным памятникам.

Воспитательный дом

Комплекс зданий военной академии РВСН имени Петра Великого на пересечении Москворецкой набережной и Китайгородского проезда был сооружён из остатков Белгородской стены в 1764–1781 гг. по указу Екатерины II. Правда, изначально назначение у здания было совсем другое: зодчий Карл Бланк спроектировал и построил самый большой в России воспитательный дом для детей-сирот. «Учреждение особливого дома, по примеру тех, которые имел я случай в Голландии, Франции, Италии и в прочих местах видеть, может вышеозначенные злодейства вовсе истребить. Приносимые младенцы с выгодою и пользою будут воспитаны, через что со временем уменьшится и число шатающихся по всем улицам и бесстыдно нищенствующих молодых людей. Дать мне место, называемое Гранатной двор с Васильевским садом подле Москвы реки, со всею около лежащею казённою землёю и строением, купно с отданною от Адмиралтейства мельницею, что на Яузе, и старую городскую стену употребить в строение», — писал екатерининский министр просвещения Иван Бецкой. Носить строительные материалы работникам пришлось недалеко: буквально в нескольких сотнях метров от площадки лежали остатки Яузских ворот Белгородской крепости, которые и были разобраны в ходе возведения.

Воспитательный дом
Воспитательный дом. Фото: wikipedia.org

В здании постоянно содержались 1200–1400 младенцев до трёх лет, работала детская больница с отделением для бедных рожениц. Воспитательный дом стал редким московским памятником, не пострадавшим во время пожара 1812 года: здание отстояли служители. Во время оккупации города работники и воспитанники учреждения не покидали здание, а в местную больницу принимали раненных русских и французов. После революции дом долгое время занимали различные профсоюзные учреждения, а во второй половине XX века помещение отдали в распоряжение академии.

Мэрия Москвы

Резиденция городских властей, дом 13 по Тверской улице, была построена для московского генерал-губернатора Захара Чернышева в 1782 году. Проект выполнил популярный московский архитектор, автор здания Ново-Екатерининской больницы Михаил Казаков. Трёхэтажное строение соорудили из массовых завалов кирпича — остатков разобранных на современной Пушкинской площади Тверских ворот Белого города. Согласно данным историков, работы проводили арестанты на основе государственного указа.

Будущее здание мэрии Москвы. 1902 г
Будущее здание мэрии Москвы. 1902 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Изначально для Чернышева построили трёхэтажный жёлтый особняк — дополнительные три этажа и запоминающийся красный цвет здание получило уже при советской власти. После смерти генерал-губернатора в 1785 году власти выкупили особняк у его вдовы и передавали во временное пользование всем московским градоначальникам. Внутреннее убранство дома и планировка множество раз менялись, но, как ни странно, своей функции дом так никогда и не менял — практически сразу после революции помещения занял Моссовет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах