Примерное время чтения: 10 минут
29474

Победа и политиканство. Как мир готовится отметить Великий праздник

Сюжет 70 лет Великой Победе

День Победы в Европе, в отличие от России, отмечается не 9, а 8 мая. Акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии был подписан 7 мая. Он был оглашён и вступил в действие на следующий день. Но в силу ряда обстоятельств в ночь на 9 мая советское руководство подписало второй, дополнительный акт. Именно так 9 мая для СССР и стал Днём Великой Победы. Но на самом деле не так уж важно, 8 или 9 мая отмечается годовщина Победы. Важны память, уважение и бережное отношение к истории, к оставшимся ещё в живых ветеранам, чего сегодня зачастую не хватает.

Обсуждение итогов Второй мировой войны и вопросы чествования 70-летия её окончания в последний год звучат наиболее остро в свете украинского кризиса, стремления Запада к изоляции России и попыток ряда европейских лидеров пересмотреть результаты войны и их значение. Естественно, что внимание к этому вопросу тем более усиливается, чем ближе праздник. Если 70-летие высадки союзных войск в Нормандии объединило мировых лидеров и даже положило начало новому формату международного политического взаимодействия, «нормандской четвёрке», то в этом году, к сожалению, можно говорить лишь о дезинтеграции стран – бывших участниц общей войны.

Так или иначе, все разногласия и споры о праздновании Дня Победы сегодня сконцентрированы вокруг России. Кто-то из лидеров отказался приезжать в Москву 9 мая, кто-то предложил выбрать для торжественных мероприятий другое место, а кто-то хочет вообще пересмотреть итоги и минимизировать роль русских в освобождении Европы. Немногочисленные голоса, взывающие к здравому смыслу и уважению к исторической дате, тут же подвергаются нападкам со стороны избранных представителей мировой общественности.

Где угодно, только не в Москве?

Особое место в дискуссии об итогах Второй мировой войны и праздновании Дня Победы в последнее время занимает Польша. В большинстве случаев поводом для скандалов становились зачастую необдуманные высказывания министра иностранных дел этой страны Гжегожа Схетыны. Заявления польского министра об освобождении концлагеря Освенцим и недоумение относительно того, «почему это вдруг День Победы отмечается в Москве, а не в Лондоне или Берлине», уступают разве что выпадам украинского премьера Арсения Яценюка, считающего, что это СССР напал на Германию.

Польскому министру представляется логичным День Победы отмечать в столице Германии. На самом деле парад союзных войск СССР, США, Великобритании и Франции уже проходил в Берлине. Это было 7 сентября 1945 года. Как и июньский парад в Москве, парад у Бранденбургских ворот принимал маршал Советского Союза Георгий Жуков. Несмотря на всю двойственность своего положения в контексте той войны, немцы почтительно относятся к памяти о ней. В конце января немецкие левые активисты предложили пригласить президента РФ Владимира Путина в Бундестаг и предложить ему произнести памятную речь. По мнению отдельных немецких политиков, это могло бы стать первым шагом для налаживания отношений с Россией, а также позволило бы показать, что немцы по достоинству оценивают вклад жителей бывшего СССР в победу над фашизмом в Европе. Но инициатива была оценена неоднозначно: сама идея коллегам левых по Бундестагу понравилась, а исполнитель главной роли — нет. Тем не менее, приглашение Путину всё-таки было отправлено.

Канцлер Германии Ангела Меркель, равно как и другие представители стран антигитлеровской коалиции, отказалась от визита в Москву 9 мая. Но предполагается, что политик всё же прибудет в Россию на следующий день, чтобы вместе с Владимиром Путиным возложить цветы к могиле Неизвестного солдата.

Президент Польши Бронислав Коморовский, в свою очередь, предлагал другой вариант чествования памяти погибших — мыс Вестерплатт недалеко от Гданьска, где 1 сентября 1939 года германский броненосец обстрелял польский пограничный гарнизон, что и считается точкой отсчёта Второй мировой войны. Эту инициативу резво подхватили многие европейские политики и журналисты, обрадовавшись идее празднования Дня Победы отдельно от России.

Пока же лидеры европейских государств не дали однозначного ответа на то, готовы ли они ехать в Польшу на памятные мероприятия. Примечательно, что то, приедет ли в Гданьск конкретно премьер Великобритании Дэвид Кэмерон, будет зависеть то того, как пройдут накануне парламентские выборы в Соединённом Королевстве: если лейбористы одержат победу над консерваторами — придётся ехать. Политиканство в действии.

Но дальше всех в выборе места для празднования освобождения Европы от фашизма пошла американская газета Los Angeles Times, авторы которой предложили Меркель, Кэмерону и Обаме вместо Москвы поехать в Киев. Справедливости ради следует отметить, что американские журналисты при этом не пытались переписать историю, как это делали некоторые из их европейских коллег. Они отдают должное вкладу Красной армии, советских войск и русских в частности в освобождение Европы от фашизма. Однако в сегодняшних реалиях Киев им кажется более логичной альтернативой для проведения главного Парада Победы, куда якобы непременно должны приехать все мировые лидеры.

Отношение ко Дню Победы в Германии всегда было неоднозначным в силу известных обстоятельств. Однако, в отличие от США, на территории которых не велась ни одна мировая война (за исключением атаки на Перл-Харбор), европейцы помнят ужасы глобальных международных конфликтов. Именно это обстоятельство должно было помочь им отделить зёрна от плевел — память о великой Победе от политических разногласий лидеров отдельных стран. К сожалению, голос разума пока в меньшинстве. Тем же, кто задаёт вопрос «а почему Москва?», хочется напомнить, что потери Красной армии только в ходе боёв за освобождение Польши оцениваются почти в полмиллиона человек. Это больше, чем США потеряли за всё время своего участия в освобождении Европы. Вряд ли тут важно, солдат какой национальности управлял танком, выломавшим ворота Освенцима.

С ног на голову

Пока Европа спорит, кому и куда ехать или не ехать, где правильнее будет провести основные торжества, Украина подходит к решению вопроса празднования Дня Победы со всей «серьёзностью». Буквально на днях СМИ написали о том, какую грандиозную провокацию на государственном уровне готовят к 70-летию Победы власти Украины. До 9 мая Верховная Рада планирует принять пакет законопроектов, нацеленных на «декоммунизацию» страны. В числе прочего, инициативой предлагается не просто запретить коммунистическую и советскую символику, а приравнять её к нацистской. Зато память о своих националистах, в военные и послевоенные годы «прославившихся» зверствами против мирного населения и сотрудничеством с гитлеровцами, предполагается законодательно увековечить.

Настойчиво стремясь в Европу, украинские законодатели намерены также уйти от даты 9 мая и отмечать праздник 8 мая, как это принято в большинстве стран ЕС. Называться праздник будет Днём памяти и примирения.

«Вишенкой на торте» стал мартовский указ президента Петра Порошенко, согласно которому предлагается «безотлагательно пересмотреть» распоряжение правительства от мая 2013 года, утверждающее план мероприятий по подготовке к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Во-первых, указ полностью исключает из оборота словосочетание «Победа в Великой Отечественной войне». На замену ему приходит «Победа над нацизмом в Европе». Во-вторых, наравне с ветеранами войны чествовать теперь предлагается и участников АТО на востоке Украины. Правда, не совсем понятно, как бойцы (в том числе и откровенные националисты), планомерно уничтожающие граждан Донбасса, соотносятся с освобождением Европы от нацизма. В-третьих, в тексте документа к ветеранам войны приравниваются и «участники украинского освободительного движения времён Второй мировой войны».

Если к следующей юбилейной дате будут приняты формулировки вроде «победы Украины в германо-фашистско-украинской войне», даже не придётся удивляться. Прискорбно, что спустя 70 лет, когда ещё живы ветераны той войны, некоторые политики позволяют себе спекуляции на этой теме, переименовывая, перефразируя, изменяя и извращая смысл этого главного для многих миллионов людей праздника.

Мир помнит

Несмотря на то, что первые лица большинства стран отказались принять участие в общих мероприятиях в Москве, европейские столицы не пройдут мимо юбилейной даты. Пока лидеры стран упиваются политиканством и погружены в геополитические игры, простые граждане отдают должное героям и вспоминают погибших.

Во Франции 8 мая считается выходным днём. Цветы и венки традиционно возлагаются к памятнику Шарлю де Голлю, а основные мероприятия проходят у Триумфальной арки и могилы Неизвестного солдата. Здесь проводится небольшой военный парад.

Лондон будет широко отмечать день Победы коалиции во Второй мировой войне на протяжении трёх дней — с 8 по 10 мая. Основным объектом памятных мероприятий всегда был монумент в парке Имперского военного музея — копия скульптуры «Скорбящая», оригинал которой установлен в Волгоградской области. Автором трёхметровой композиции является заслуженный художник России Сергей Щербаков. Ещё одним местом почитания и возложения венков является мемориал, посвящённый солдатам, погибшим во всех войнах. В этом году ожидается парад Конной гвардии и торжественная служба в Вестминстерском аббатстве с участием членов королевской семьи и ветеранов.

В США за последние пару десятилетий были открыты несколько мемориалов памяти в честь Второй Мировой войны и павших советских воинов. Но пышно торжества по случаю Дня Победы никогда здесь не проходили. Правда, российское консульство периодически организовывает традиционную раздачу георгиевских ленточек на улицах Вашингтона.

А на стадионе Atlas в польском Лодзи 9 мая выступят легендарные Scorpions.

Где в Москве можно получить георгиевскую ленточку на 70-летие Победы →

Оцените материал
Оставить комментарий (14)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах