Примерное время чтения: 7 минут
1736

Понять и простить: Госдума рассмотрит проект офшорной амнистии

Депутат фракции «Справедливая Россия», член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Сердюк внёс на рассмотрение нижней палаты проект федерального закона «О неотложных мерах в связи с налоговой амнистией и стимулированием возврата в РФ денежных средств из офшорных территорий и иных государств ближнего и дальнего зарубежья». Фактически речь идёт о новом варианте офшорной амнистии. Сердюк считает, что опыт трёх предыдущих «налоговых амнистий не дал ожидаемых результатов». Возможно, ещё и потому, что эти амнистии были «платными», то есть предусматривали обязательную уплату налога с добровольно декларируемых средств.

Необходимость проведения эффективной офшорной амнистии вызвана чисто экономическими причинами. За прошедшие со времён первой налоговой амнистии 20 с лишним лет из России, по разным оценкам, было выведено в офшоры от $800 млрд до $1 трлн. Отток капитала по итогам 2014 года может составить до $100 млрд (по оценкам Министерства экономического развития РФ). Попытки притормозить этот процесс и хоть частично вернуть деньги в России предпринимались уже неоднократно.

Первая налоговая амнистия в современной России была проведена в 1993 году. Тогда указом президента страны Бориса Ельцина предприятиям и учреждениям предоставлялось право в течение месяца заплатить ранее не уплаченные налоги, а налоговые органы в ответ должны были отказаться от своих претензий. Вторая и третья налоговые амнистии прошли в 2006 и 2007 годах, но тоже не дали ожидаемого эффекта — отток капитала и уход бизнеса в «серые схемы» продолжились с новой силой.

Летом этого года Минфин и Минэкономразвития предложили свой вариант амнистии для КИК (контролируемых иностранных компаний). При нём выведенные из тени средства должны были облагаться налогом на прибыль только с 2015 года, а штрафы и пени за неуплату должны были начать взиматься с 2017 года. Позже, уже в сентябре 2014 года, сенаторы объявили войну офшорам и внесли в Госдуму законопроект, закрывающий дорогу к госзакупкам компаниям, зарегистрированным в офшорных юрисдикциях.

В ходе августовской встречи с парламентариями в Крыму президент Владимир Путин указал на неэффективность принимаемых мер. «Но мы же проводили несколько лет назад её. Должен сказать, эффекта не было, вот в чём всё дело», — заявил глава государства, подчеркнув, что сама идея налоговой амнистии кажется ему «привлекательной».

Автор нового законопроекта, депутат Сердюк, надеется, что в этот раз всё будет иначе, так как между проводимыми ранее амнистиями и внесённым им предложением есть ключевое отличие. В случае «платной» налоговой амнистии должнику предоставляется возможность заплатить ранее не уплаченные налоги и жить спокойно. При предлагаемой депутатом «бесплатной» амнистии нужно будет вернуть деньги на специальный счёт, заполнить декларацию и жить спокойно уже сразу, без уплаты чего-либо.

Идея парламентария заключается в том, что государство должно провести «разовую акцию» по легализации имущества, за которое не были уплачены (или уплачены не в полном объёме) налоги в РФ. Период действия «офшорной амнистии» предлагается распространить на весь 2015 год. Лиц, добровольно вернувших свои капиталы в легальный оборот, предлагается освободить от ответственности. Согласно проекту закона, «акция» будет распространяться на деньги и активы, полученные до 12 декабря 2014 года и выведенные из легального экономического оборота.

По задумке, средства должны будут поступать на специальный банковский «счёт легализации», а декларация о средствах направляться в налоговые органы. По итогам всей процедуры должнику будет выдан «акт легализации доходов», документально подтверждающий факт налоговой амнистии.

Однако не все нелегальные доходы получится благополучно и без последствий вернуть на родину. Закон не будет распространяться на доходы, полученные в результате коррупционных правонарушений, преступлений против основ национальной безопасности, деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков и т. д. Между тем государство гарантирует освобождение от обязанности по предоставлению информации об источниках получения легализуемых доходов. Сердюк пояснил, что здесь нет противоречия: субъекты легализации не должны оправдываться за свои деньги и раскрывать источники их получения. При этом, если в ходе каких-либо проверок или следственных мероприятий выяснится, что капиталы были получены преступным путём, то и право на амнистию может быть аннулировано.

Согласно предложенному проекту закона, лица и компании, легализовавшие свои доходы, получают право в приоритетном порядке участвовать в реализации федеральных и региональных программ, размещая инвестиции в виде легализованных средств. Кроме того, правительство будет наделено правом устанавливать льготные налоговые режимы для таких лиц. Эта норма вызывает ряд вопросов. В частности, руководитель независимого экспертного совета при Правительстве РФ, член экспертного совета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Роман Терёхин назвал эту идею «неоднозначной». Так, недобросовестные предприниматели могут использовать её в своих интересах: вывести деньги, например, на Кипр, вернуть, добиться признания себя субъектом легализации и получить под это обещанные налоговые преференции.

Вопросы вызывает не только эффективность ранее проведённых амнистий, но и новой, предложенной депутатом. «Когда мы объявляем амнистию, то важно не просто простить то, что было, но и создать стимулы для того, чтобы это не повторялось», — сказал АиФ.ru Терёхин. По его словам, деньги не возвращаются не потому, что ждут амнистии, а потому, что «просто спокойнее, когда они за границей».

«В этом и проблема. Амнистия сама по себе бесполезна. Это должен быть целостный набор инструментов, который позволяет не только вернуть средства, но и дальше эффективно применять их в России, должны быть реальные стимулы. Без стимулов это будет или не работающий инструмент, или краткосрочный», — подчеркнул он.

Для полноценной борьбы с офшорами, прекращения оттока капитала и выхода бизнеса из тени необходимо устранить саму причину бегства.

«Деньги ведь, как правило, уводят не просто в большой чёрный чемодан, который хранится на Кипре, их вкладывают в бизнес за границей. Надо сделать, чтобы было, во что вкладывать в России, надо развивать формат государственно-частного партнёрства, нужно поддерживать инвесторов, нужно обеспечивать им безопасность. Если предприниматели будут чувствовать себя более защищёнными, будут чувствовать более выгодные условия для инвестиций в России, то деньги сами вернутся. Это же бизнес, бизнес всегда идёт туда, где ему выгоднее, даже безо всяких амнистий», — считает Терёхин.

Справка: Что такое оффшор →

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах