В ходе Мюнхенской конференции по безопасности прошли переговоры министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и вице-президента США Джо Байдена. Представитель американской стороны предложил России вернуться «back on track» - в рабочую колею. Возможно ли потепление российско-американских отношений, когда это произойдет, ради чего могут объединиться наши страны, выяснял корреспондент АиФ.ru.
Главное – не сироты, а деньги
Леонид Калашников, первый зампредседателя Комитета Госдумы по международным делам:
-
Ждать потепления в российско-американских отношениях стоит. Но когда государства заинтересованы друг в друге, они в экономику друг друга вкладывают. У нас с Америкой сегодня – какие-то десятые процента, и об этом должны наши государственные люди думать. Тогда через несколько лет мы уже не будем спохватываться по очередному ребенку, погибшему в Америке, или по очередному адвокату, который был замучен в тюрьмах.Что касается обменов любезностями по Магнитскому и по закону Димы Яковлева – не более чем любезность с политесом. Я не думаю, что это – что-то такое, что нас сильно разделяет. Я думаю, экономика – то, что гораздо больше заботит и Лаврова, и того же Байдена, и руководство наших стран.
Сбой не носит фатального характера
Виктор Ступян, замдиректора Института США и Канады:
- Я хочу надеяться, что отношения России и США нормализуются. Если говорить о временном промежутке, то такого рода прогнозы делать невозможно. Есть несомненные основы для того, чтобы эти отношения вернулись в нормальное русло. Не могут быть абсолютно испорчены отношения между двумя сверхдержавами с точки зрения ядерного потенциала, нельзя окончательно портить отношения между странами, которые заинтересованы в борьбе с терроризмом.
Между тем, нельзя не отметить целый ряд противоречий между нашими странами: вопрос о противоракетной обороне, позиция по отношению к Сирии, проблемы внутриполитического свойства – «акт Магнитского» и ответ России. Это привело к существенному сбою, но он не носит фатального характера.
Я сомневаюсь, что в обозримом будущем эти законы будут отменены: слишком уж накалены страсти. Можно каким-то образом смягчить действия этих законов, если будет политическая воля.
Эмоции будут потихоньку ослабевать
Павел Подлесный, руководитель Центра российско-американских отношений:
- О временном промежутке потепления я бы не стал говорить – в политике сложно определять, когда и что случится. Отношения в последнее время сильно похолодали – особенно после приема законов Магнитского и Димы Яковлева. Но я бы не стал делать из этого трагедии. Новой «холодной войны», на мой взгляд, не должно быть.
Как дальше строить отношения – требует серьезной проработки. По законам уже договариваться никто не будет – они приняты, что касается ядерного вооружения, то тут немало проблем. Во-первых, разногласия по ПРО не преодолены, и трудно поверить, что они будут быстро разрешены. Во-вторых, раз убрали поправку Джексона-Вэника, надо более активно развивать торгово-экономические отношения.
Что касается разоружения, России очень трудно сокращать ядерное вооружение дальше: как стратегическое, так и тактическое.
В целом, я думаю, ни та, ни другая сторона не заинтересована в обострении страстей. Эмоции, связанные с законами, будут потихоньку ослабевать. Никаких быстрых решений не будет, но диалог с нынешней администрацией США установлен.
Разногласия перешли в плоскость философии
Александр Петров, профессор Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук:
- Медведев и Обама объявили о «перезагрузке» отношений, которые были испорчены «Актом Магнитского» и ответными мерами со стороны России.
В наших странах существуют разные подходы к совместной работе. Философская база разногласий наших стран в том, что Америка предлагает работать над достоинствами, а мы хотим работать над всем комплексом отношений, включая проблемные моменты.
Ситуация сейчас достаточно спокойная, не нервозная. Выборы в России и США уже прошли – время работать. Мне кажется, к лету отношения уже должны стабилизироваться. За исключением нескольких ястребов как в администрации Соединенных Штатов, так и в некоторых политических кругах, никто не собирается портить отношения между Россией и США.