Современная Россия уверенно входит в число наиболее стабильных и привлекательных для жизни стран. Об этом говорит статистика, исследования социологов и политологов. Несмотря на традиционную критику со стороны западных и отечественных либералов, все больше людей связывают свое будущее с Россией.
По мнению директора Института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого, у европейцев сейчас такие проблемы, что на их фоне многие российские неприятности покажутся незначительными.
«На сегодняшний день Западная Европа переживает один из самых драматичных периодов в своей истории со времен окончания Второй мировой войны. Социальная и экономическая нестабильность достигает таких масштабов, что под угрозой оказывается весь привычный образ жизни, сложившиеся ценности, нормы и представления», - пишет политолог.
В Южной Европе растут безработица и государственные долги, фактически на глазах разрушаются институты власти. Все это больно бьет по более успешным странам Севера, благо все они упакованы в единую оболочку Евросоюза. Здесь тоже снижаются зарплаты, аннулируются социальные обязательства.
«На таком фоне текущая социальная ситуация в России выглядит совсем неплохо, - отмечает Кагарлицкий. - Безработица остается на минимальном уровне, социальные программы не сворачиваются... Создаются новые рабочие места, в том числе и неплохо оплачиваемые даже по западным меркам».
Среди важных преимуществ России - подоходный налог. Для развитых стран он один из самых низких – 13 процентов. Причем ставка сохраняется уже долгое время, показывая стабильность налоговой системы.
Имидж страны, как указывается в недавнем докладе Центра политической информации, улучшается, она становится привлекательной для проживания. Причем в Россию едут и крупные бизнесмены, и высококлассные специалисты, ученые, спортсмены.
Самый последний пример – Жерар Депардье. «Его «выбор» говорит как минимум о том, что в некоторых важных аспектах наша реальность вполне не хуже европейской - с точки зрения не последнего европейца», - отмечает политолог Леонид Радзиховский.
Уже ясно, что пример Депардье стал заразительным. После него о желании получить российское гражданство заявил целый ряд знаменитостей. Хотя актер, по замечанию президента фонда «Политика» Вячеслава Никонова, был далеко не первым «беженцем» в Россию. Более того, по количеству переезжающих к нам людей Россия на протяжении последних 20 лет уверенно занимает второе место, опережая Германию и уступая лишь США.
В Россию едут, чтобы построить карьеру и обустроиться, американцы, немцы, французы. Возвращаются и многие соотечественники, прежде выехавшие за рубеж. Часто не потому, что не смогли наладить новую жизнь, а потому, что условия в России сейчас гораздо лучше, чем на Западе.
А вот модные разговоры о грядущей новой волне эмиграции, об утечке мозгов и рук остались только разговорами. Либеральная пресса охотно пугала своих читателей такими рассуждениями целый год, со времени возвращения Владимира Путина на пост президента. Испугались немногие. По официальным подсчетам, прирост покинувших Россию за десять месяцев 2012 года составил всего 7000 человек.
Да и в целом в последние годы по данным Росстата эмиграция постоянно сокращалась. В 1997 году страну покинуло 232 987 человек. В 2007 году - почти в пять раз меньше - 47 013.
Детальная статистика еще интереснее. В 2010 году в Германию выбыло 3700 россиян, в США - 1400, в Израиль - 900 граждан. В тот же год в Россию приехало жить: из Германии - 2600 человек, из США - 650, из Израиля - 800.
«Так люди голосуют ногами - резкое падение эмиграции, а число уезжающих и приезжающих на ПМЖ вполне сопоставимо», - отмечает Радзиховский.
Вполне вероятно, что скоро можно будет говорить о другой волне – миграции в Россию, причем не гастарбайтеров из республик бывшего Союза, а вполне квалифицированных западноевропейских специалистов.
Многие сегменты европейского интернета переполнены призывами «валить из страны». Их пишут греки, португальцы, испанцы. И, в отличие от россиян, они уезжают. Теперь, в том числе, и к нам.
«И как это ни странно может показаться завсегдатаям наших либеральных топтаний, этих людей не только не пугает Путин, а даже наоборот – нынешний «режим» их скорее привлекает своей стабильностью и понятностью, то есть тем, чего они отныне лишены у себя дома», - подытоживает тему Борис Кагарлицкий.