Гаев Дмитрий Владимирович 15:08 01/07/2009
Я не знаю, в какой период уважаемый читатель был в метрополитене. В киевском метро есть страшная проблема с переполнением, проблема с надежностью перевозок, с модернизацией. Мы хорошо дружны и с руководством города Киева, и с коллективом Киевского метрополитена. В Киеве проблем гораздо больше, чем в Москве, и решаются они сложнее.
Что касается стоимости проезда, Киевский метрополитен стоит с протянутой рукой. Ему постоянно требуются деньги для решения тех или иных проблем. В Москве этого нет. Суть не в стоимости проезда, а в том, что деньги, которые платятся за проезд, должны в первую очередь направляться на пассажира – на повышение культуры обслуживания, на качество и безопасность перевозки. Поэтому когда мы платим не 9 рублей по-киевски, а 22 рубля в Москве, мы инвестируем в самих себя, в свой комфорт и удобство при перевозке. Так сравнивать нельзя. В командировке в других городах мы можем сиюминутно увидеть что-то отличающееся от Москвы, а если изучить ситуацию, все не так и отличается. Что касается издержек на перевозку пассажиров, стоимость пассажирской перевозки складывается из затрат на материальные, энергетические и трудовые ресурсы, которые надо затратить, чтобы осуществить перевозку человека. Поэтому они объективны, никто не задирает специально эту цену, чтобы получить побольше прибыли. Все деньги, которые получает Московский метрополитен, как и Киевский, реинвестируются в самого пассажира. Поэтому, поверьте, цена объективна, затраты в Москве несколько другие, чем в Киеве.
Что касается снижения издержек, это серьезная программа, которой мы занимаемся. В этом году снизился пассажиропоток и снизилась выручка. В июне мы недополучили примерно 290 млн рублей в кассу, потеря перевозки примерно 7%. Естественно, мы пересматриваем свою программу по модернизации, пересматриваем ряд программ, которые не являются жизненно необходимыми, для сокращения расходов, других источников для совершенствования нашей работы не существует. Но мы не можем пропорционально снижать объем перевозок. Московский метрополитен перегружен. У нас перегрузка отдельных линий от 120 до 140%. Снижение пассажиропотока на 7% оставляет метрополитен перегруженным. В часы пик нагрузка такая же, просто час пик идет полтора-два часа, а не 3-3,5, как в прошлом году. В период пик количество поездов не снимешь. В результате экономия ресурсов, которые мы планируем получить по специально созданной программе, где защищенными статьями являются социальные статьи по социальной защите работников метрополитена, статьи по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, они обеспечены полностью, всего около 3% снижение расходов. Но дисбаланс останется. Мы планировали в этом году получить некоторое количество прибыли, из которой около 4 млрд рублей мы планировали направить на техническое перевооружение метрополитена, но это сводится на нет и приходится на эту же сумму корректировать программу.
Киевский метрополитен развивается слабо. Мы же практически каждый год вводим новые станции. Но не увеличивается количество пассажиров. Происходит рассредоточение пассажиров, увеличивается комфорт каждого пассажира. При увеличении размеров метрополитена не увеличиваются доходы метрополитена, но увеличиваются расходы метрополитена, потому что все, что построено, надо эксплуатировать. Поэтому темп роста затрат значительно опережает другие метрополитены в СНГ, которые не прирастают километрами и станциями.