В акции участвовал всего десяток сайтов, но спрос на товары в этот день был высоким. «За вчерашний день мы продали товаров на 2 млн долларов», – сообщил АиФ.ru Макс Фалдин, генеральный директор Wikimart. Остальные участники акции пока не отчитывались о результатах продаж.
По высшему разряду
Наиболее востребованными у потребителей оказались телефоны, планшеты, компьютеры, кухонная техника. На втором месте товары для дома, детские и спортивные. Продажи превзошли ожидания организаторов, сообщила директор по связям с общественностью интернет-гипермаркета Wikimart Татьяна Патрацкая. Были побиты даже декабрьские показатели, хотя именно предновогодние покупки «делают кассу». «Рост начался прямо с полуночи, заметно, что интернет-пользователи ждали старта акции. Первая покупка была совершена в одну минуту первого. Это был MacBook Air со скидкой 10 тысяч рублей», – рассказала PR-менеджер компании «Белый ветер Цифровой» Анастасия Дашкевич.
Сотрудники интернет-магазинов сообщали о рекордном числе заказов. «Wikimart обрабатывает по одному заказу каждые две секунды. Трафика в 2 раза больше, чем в предновогодние пики, в 4 раза больше – чем в обычный день продаж. Основную нагрузку даёт «сарафанная» аудитория. Люди звонят и просят продать им хоть что-нибудь со скидкой 70 %. Звонят, потому что слышали про киберпонедельник в Wikimart. Безумие и хаос. Никто не ожидал такого отклика…» – рассказывает на своей странице в Facebook один из сотрудников Wikimart Илья Салтанов.
Поиски скидки
При этом многие покупатели заподозрили организаторов акции во лжи. Сравнив разные виды товаров, со скидкой и без, они выяснили, что товар продаётся не намного дешевле, чем в любой другой день. Татьяна Патрацкая ещё до проведения киберпонедельника объясняла АиФ.ru, что самых больших распродаж стоит ждать в сегменте одежды, детских товаров и спортивного снаряжения. А вот технику продавать будут со скидкой в 5–8 %. Поэтому и обмана никакого нет.
Однако если бы участники акции были честны с потребителями и указали на товарах скидку в 5 %, покупатели бы не стали приобретать технику. Поэтому некоторые пошли на хитрость. Блогеры выложили в Сеть скриншоты сайта «Эльдорадо», на которых видно, что до акции товары стоили дешевле, чем в киберпонедельник. Вечером представитель «Эльдорадо» Ирина Цеплинская прояснила ситуацию. Она объяснила случившееся тем, что на сайтах не обновились вовремя ценники. Покупатели в свою очередь предложили пересчитать по обновлённым ценам все проданные за киберпонедельник товары.
Магазин Enter тоже был обвинён блогерами в обмане. Интернет-продавец обещал 30 000 товаров по закупочным ценам. Но серьёзного снижения цен блогеры не отметили, с помощью скриншотов они продемонстрировали, что некоторые товары были выставлены на продажу в киберпонедельник с ценой выше прежней. Сотрудники магазина объяснили это тем, что повысилась закупочная стоимость техники. Интернет-пользователи попросили показать накладные на товар.
Впрочем, были участники, которые не удостоились жёсткой критики. Так, МТС действительно предоставил скидки на свои товары, но небольшие. В рамках 5–7 %. Не было замечено серьёзных нарушений у организатора акции Wikimart. В целом же, первый в истории России киберпонедельник прошёл не на высшем уровне. Покупатели уже назвали его – Днём неуважения к покупателю. Особо расстроенные неудавшимися приобретениями пользователи Интернета написали жалобы в мэрию Москвы, обратились с вопросами к юристам. Однако продавцы имеют довольно широкую свободу в вопросах ценообразования и не обязаны следовать жёстким правилам при формировании стоимости товара. Поэтому привлечь участников акции к ответственности крайне сложно.