Василий Узун, д. э. н., профессор, гл. научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС
С транснациональными компаниями, которые поставляют нам семена, конкурировать на равных Россия пока не может. Тем не менее можно постараться извлечь выгоду от доступа на мировой рынок посадочного материала.
Во-первых, возможность выбирать качественные семена гарантирует высокие урожаи. Во-вторых, саму задачу обеспечения семенами я бы сформулировал по-другому. Семеноводство - это тоже бизнес. Поэтому Россия должна выбрать, какие семена ей выгодно производить (где у нас есть хорошая генетика, сильные гибриды), и продавать миру и их тоже, а не только масло, зерно или сахар. Нам надо выходить на этот рынок в роли игрока, а не только покупателя.
И тут государству неплохо бы помочь бизнесу. Фирмы, занимающиеся селекцией, часто жалуются: им проще и дешевле поехать в другую страну, вырастить семена, а потом привезти в Россию. Потому что здесь они сталкиваются с массой препятствий. Эту политику пора менять и дать бизнесу возможность развивать семеноводство как сферу, приносящую прибыль. Государство, к сожалению, может выделить скромные бюджеты на фундаментальное развитие науки, селекции и т. д. А на Западе в эту сферу вкладываются именно транснациональные компании. Это они финансируют научные разработки и зарабатывают на этом миллиарды. А нам что мешает?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции