В ответ на ужесточение санкций в отношении энергетического и финансового секторов РФ Москва готова асимметрично ответить Западу, например запретить авиаполёты над территорий России. Об этом в интервью газете «Ведомости» заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Будут ли новые санкции — нужно у них же спросить. Но если будут санкции, связанные с энергетикой, дальнейшие ограничения для нашего финансового сектора, нам придётся отвечать асимметрично», — пообещал глава правительства.
Санкции в ответ на санкции
Идея ограничить или полностью запретить иностранным авиаперевозчикам транзитные полёты через воздушное пространство России, не нова. Впервые этот вопрос обсуждался месяц назад, после того, как Евросоюз ввёл санкции в отношении российского лоукостера «Добролёт», а Украина наложила штрафы на авиакомпании РФ, летающие в Крым.
Говоря об ответных мерах, которые Москва может ввести на новые санкции ЕС, Медведев подчеркнул, что такие предложения уже озвучивались на заседании правительства. «Например, ограничения в транспортной сфере. Мы исходим из того, что у нас дружественные отношения с нашими партнёрами, и поэтому небо над Россией открыто для пролёта. Но если нас ограничивают, нам придётся отвечать», — отметил премьер.
Ожидается, что новые санкции ЕС в отношении РФ вступят в силу 9 сентября. По сведениям издания Wall Street Journal, ограничения коснутся российских нефтяных и оборонных компаний. В «чёрный список» Брюсселя вошли «Транснефть», «Газпромнефть», «Роснефть», а также «Оборонпром», «Уралвагонзавод», «Объединённая авиастроительная корпорация». Компаниям, попавшим под санкции, будет запрещено брать в европейских банках кредиты со сроком погашения более 30 дней.
Кроме того, как утверждает издание, Евросоюз намерен ограничить экспорт для девяти российских предприятий, среди которых называется концерн «Сириус», «Калашников» и ассоциация «Станкоинструмент».
Обоюдоострые последствия
Эксперты, опрошенные АиФ.ru, придерживаются мнения, что Россия всё-таки не станет закрывать воздушное пространство для европейских авиаперевозчиков — иностранные компании летали над территорией СССР даже во времена Холодной войны, напоминают специалисты.
«С одной стороны, с точки зрения здравого смысла вероятность такого ответа должна быть равна нулю. С другой стороны, я уже ничему особо не удивлюсь», — иронизирует независимый авиаэксперт Алексей Захаров.
В настоящее время самолёты из ЕС в Азию летают по самому короткому маршруту — транссибирскому. В случае ограничения или полного запрета полётов по Транссибу маршрут перевозок увеличится на тысячи километров, что влечёт за собой дополнительные издержки авиакомпаний.
Как отметил Дмитрий Медведев, перспектива летать вне воздушного пространства России может повлечь за собой банкротство ряда авиакомпаний, дела у которых и без того не слишком хороши. «Но это плохая история. Просто хотелось бы, чтобы наши партнёры в какой-то момент это осознали. Тем более что санкции точно не помогают установить мир на Украине. Они бьют мимо, и это понимает абсолютное большинство политиков. Есть просто инерция мышления и, к сожалению, желание использовать силу в международных отношениях», — добавил глава правительства.
Впрочем, эксперт Международной организации гражданской авиации ИКАО, эксперт Комитета ГД по транспорту профессор Виталий Бордунов считает, что последствия от транспортных санкций будут обоюдоострыми как для ЕС, так и для России. Если Москва закроет воздушное пространство для европейских компаний, Брюссель, в свою очередь, ограничит полёты для российских перевозчиков через территорию Евросоюза, не говоря о финансовых потерях, которые РФ понесёт в случае принятия такой меры.
«Никто не просчитывает, какие последствия могут быть. Наше любимое занятие — запрещать, но надо же просчитывать. Когда пешеход переходит дорогу, он просчитывает: либо он идёт на красный свет, либо на зелёный. Та же самая история — ты пойдёшь на зелёный и будешь в безопасности, а пойдёшь на красный – будет несчастный случай. И в нашей ситуации несчастный случай будет для российской гражданской авиации и международных перевозок. <…> Последствия от такого запрета будут чудовищными: нам в ответ закроют европейское пространство, и куда мы будем летать?», — рассуждает Бордунов.
Стоит отметить, что в 70-х годах, когда СССР открыл транссибирский маршрут для транзитных полётов, сложилась такая практика, что за полёты через РФ иностранные компании платят «Аэрофлоту» порядка 300 млн долларов в год. В том случае, если небо над Россией будет закрыто, «Аэрофлот» потеряет эти деньги.
«Понятно, что европейские и азиатские компании, летающие по транссибирскому маршруту, понесут финансовые потери, но у нас тоже будет выпадение средств из бюджета, поскольку они летают через Сибирь не бесплатно. Часть тех денег, которые иностранцы платят за полёты через РФ, остаётся в "Аэрофлоте", а часть передаётся в Минтранс, то есть потери будут и там, и там», — отмечает Захаров.