Примерное время чтения: 5 минут
3737

Падающего подтолкни. Туроператоров ждут новые расходы и банкротства

Сюжет Банкротство российских туроператоров и его последствия

Банкротства туроператоров, начавшиеся этим летом, вынуждают правительство заняться наведением порядка в отечественной туристической отрасли. Так, накануне Кабмин одобрил резонансную поправку, предполагающую, что участники рынка будут платить взносы сразу в два страховых фонда: общий и персональный, пишет газета «Коммерсантъ». Цель такого шага — защита потребителя от банкротства туристических компаний. Теперь дело за Госдумой — если документ поддержат депутаты, отрасль ждут серьёзные перемены, а путешественников — рост цен на путёвки.

Передел рынка

В настоящее время все туристические компании делают взносы в размере 100 тысяч рублей плюс одну десятую от своего оборота в фонд «Турпомощь». Средства именно этого фонда использовались летом, когда Россию накрыла череда банкротств туристических компаний. Но резервы «Турпомощи» не резиновые, и в сентябре сообщалось, что они сократились на 90 %. Учитывая неблагополучную ситуацию на рынке, банкротства компаний продолжатся, а это значит, что средств фонда может не хватить. Чтобы защитить путешественников от форс-мажорных ситуаций, и предлагается увеличить нагрузку на туроператоров.

«Рынок в России по-прежнему достаточно «дикий», поэтому турфирмы устанавливали необоснованные цены на свои услуги, стараясь продать как можно больше туров и тем самым покрыть свои издержки. Потребители, естественно, не знали внутренних механизмов функционирования туркомпаний и выбирали минимальные цены, доверяя подписанным договорам. Поэтому подушка безопасности в сфере туризма, конечно, необходима», — рассуждает первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров», к. э. н., Тамара Касьянова.

По задумке властей, все туристические компании продолжат отчислять взносы в резервный фонд, но отныне их размер будет привязан к числу клиентов оператора. Уплата взносов в 100 тысяч рублей сохранится только у тех игроков, которые отправляют на отдых не более 100 тысяч человек в год. А вот для компаний с клиентами от ста до пятисот тысяч человек сумма отчислений может увеличиться до 300 тысяч рублей. «Гигантам» рынка, услугами которых пользуется более 500 тысяч клиентов, придётся заплатить 500 тысяч рублей.

На этом расходы туроператоров не заканчиваются — каждой компании придётся формировать персональный фонд финансовой ответственности.

В случае банкротства туроператора на возвращение туристов на родину сначала будут тратиться средства из персонального фонда и только потом из резервного.

Если данная инициатива будет одобрена Госдумой, то на туристическом рынке РФ произойдут структурные изменения — количество игроков сократится, потому что только небольшая часть существующих туристических компаний сможет справиться с сильно увеличившимся финансовым бременем, отмечает партнёр компании «Деловой фарватер», член независимого экспертного центра «Общественная Дума» Дмитрий Липатов.

«Новые компании будут появляться в малых количествах, к тому же им придётся платить первоначальный взнос, а этих денег у только что открывшейся компании может просто не быть. В результате на туристическом рынке произойдёт укрупнение, то есть основные ресурсы будут сосредоточены у крупных фирм, а мелких компаний будет очень мало, потому что с увеличением расходов проще справиться именно крупным игрокам. Ну и плюс из-за финансового кризиса в стране с рынка уйдёт много небольших туристических компаний. Это приведёт к росту монополизации, поскольку конкуренция уменьшится. Однако данные поправки к туристическому законодательству смогут сократить количество компаний-мошенников на рынке, потому что многие из них из-за роста издержек не смогут получить достаточную выгоду от обмана туристов или других мошеннических действий», — рассказал Липатов АиФ.ru.

За фонды заплатит потребитель

Поскольку цена туристических продуктов привязана к курсу доллара и евро, стоимость путёвок, авиабилетов и гостиниц для россиян и так выросла из-за девальвации рубля, а с введением новых правил для туроператоров путёвки только продолжат дорожать. Понятно, что увеличение нагрузки ляжет на плечи не одних только туроператоров — новые расходы они заложат в стоимость путёвок, за которые заплатит покупатель. По подсчётам Липатова, подорожание составит от 40 % до 70 % в зависимости от вида услуги и региона.

Эксперт не исключает, что в регионах и некрупных городах может сократиться ассортимент предлагаемых туристических услуг. Причина в том, что некоторые направления и виды путешествий могут стать невыгодными для туроператоров и не окупаться из-за сниженного спроса.

«Новые правила накладываются на рублёвый кризис, и сегодня, когда трёхзвёздочные гостиницы в ряде стран стали стоить для россиян, как пятизвёздочные, туристический поток из России, несомненно, уменьшится. Впрочем, его уменьшение было заметно ещё летом. Правительство уже начало продвижение локального туризма, на который должна переключиться большая часть потребителей. Кроме того, увеличится число самостоятельных туристов. Ранее туркомпании просчитывали стоимость туров так, что потребителю было выгодно покупать весь пакет услуг, включая чартерный перелёт и бронь отеля. Сейчас ситуация складывается таким образом, что доверие подорвано, цены выросли и будут расти, поэтому люди предпочитают организовывать свой отдых самостоятельно (речь идёт, конечно, о массовом недорогом туризме). Надёжное страхование и хорошая репутация компании вряд ли будут способствовать росту туристических услуг, если цена за привычный тур повысится в два раза, а зарплата останется такой же. Не стоит забывать, что на расцвет туризма сильно влияет экономическое благополучие страны, а оно сейчас подает все признаки ухудшения», — резюмирует Тамара Касьянова.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах