Минтранс предложил разрешить перевозчикам вводить невозвратные билеты на поезда дальнего следования. Проект поправок в «Устав железнодорожного транспорта» размещен на сайте ведомства. Применять эту меру железнодорожники смогут не более чем на 50 процентах рейсов.
Билеты, стоимость которых невозможно вернуть, существуют в авиакомпаниях многих стран. Перевозчики сегмента lowcosts экономят на всем: багаже, питании на борту, и невозвратных билетах. Россияне часто летают такими бюджетными перевозчиками, потому что они позволяют путешествовать по миру с минимальными финансовыми затратами. Но в России невозвратные билеты на все виды транспорта оказались под запретом с 2008 года. В начале лета 2012 года Минтранс выступал с инициативой внести поправки в Воздушный кодекс РФ, которые позволят продавать авиабилеты без возможности возврата средств. Но окончательного решения принято не было. К тому же всплыли компрометирующие перевозчиков факты. ФАС в апреле 2012 года проанализировала деятельность российских авиакомпаний и обнаружила, что, несмотря на запрет, они применяют в своей практике невозвратные билеты.
Инициатива с разрешением использовать невозвратные билеты на поезда может оказаться намного успешнее. В пояснительной записке к проекту поправок в «Устав железнодорожного транспорта» говорится, что эта мера позволит снижать тарифы на перевозки, за счет гарантии получения денег железнодорожной компанией. Сейчас железнодорожники закладывают свои риски в стоимость билетов. Документ гласит: «От применения нерегулируемых тарифов, не предусматривающих включение в стоимость билетов риска убытков от возврата, в первую очередь получат выгоду пассажиры, поскольку так называемые «невозвратные тарифы» всегда дешевле, нежели обычные». В Минтрансе уверены, что с помощью подобной меры удастся создать новый сегмент доступных тарифов.
Снизить тарифы на железнодорожные перевозки необходимо в кратчайшие сроки. Стоимость билетов в плацкартные и общие вагоны повысится 7 марта 2013 года на 20%. Столь резкий скачок цен связан с сокращением субсидирования государством железнодорожных перевозок. Минтранс собирается с помощью невозвратных билетов смягчить рост стоимости билетов и сделать его менее заметным для пассажиров дальнего следования, которые платят за поездку самую большую цену.