Примерное время чтения: 6 минут
495

Владислав Иноземцев: Деньги есть - ума не надо?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Контроль за расходами 19/12/2012

Президент дал указание вкладывать средства Фонда национального благосостояния в инфраструктурные проекты. Способно ли государство расходовать деньги эффективно, с отдачей для экономики, а не для карманов мошенников, - ведь не секрет, что на больших бюджетных проектах и «отпиливают» немало? Как сделать так, чтобы на эти средства действительно были построены хорошие, современные дороги, порты, жильё, больницы?

Владислав Иноземцев - доктор экономи­ческих наук, директор Центра исследова­ний пост­индустриаль­ного общества

Каждая случающаяся в России проблема выявляет неэффективность государственного и окологосударственного хозяйства.

Золотые сотки

 

Встаёт в пробке трасса «Россия» - министр экономики выступает в пользу масштабного дорожного строительства. Но стоимость дорог у нас остаётся в 2-3 раза выше, чем в Европе. Начинается подготовка к первенству мира по футболу, и выясняется, что россияне наверняка станут чемпионами - по цене строительства стадионов. Шутка ли: в Петербурге только на проектирование стадиона «Зенит» ушло 2,2 млрд руб. Его первоначальная стоимость оценивалась в 6,7 млрд руб., но в 2008 г. смета выросла до 23,7 млрд, в 2012-м - до 43,8 млрд руб., то есть 1 млрд евро! И это при том, что, например, строительство Veltins-Arena в немецком Гельзенкирхене на 54 тыс. зрителей с паркингом на 19 тыс. машин, раздвижной крышей и разборным полем обошлось в… 192 млн евро.

Сколько намерены выделить наши власти на Центральную кольцевую дорогу вокруг Москвы (ЦКАД)? 469 млрд руб. на 520 км, или 22,5 млн евро за 1 км. Говорят, что нужно выкупить землю, и тогда дорога будет не дороже европейской. Чтобы стоимость строительства сравнялась с затратами на трассу А20 в Германии (см. инфографику), нужно ¾ цены кольцевой дороги потратить на выкуп земли. Получится, что при полосе отчуждения шириной в 160 м цена выкупа составит 13,7 тыс. долларов за сотку. Вы видели такие цены в 50 км от Москвы?

 

 

Утром стулья - вечером деньги

Что же делать в условиях такой вопиющей неэффективности? По-моему, нужно, во-первых, перестать бездумно любить «отечественных производителей» и, во-вторых, перейти к оплате «по факту». Нужен стадион - проводится конкурс среди международных компаний, построивших хотя бы 2-3 объекта такого класса. Определяется победитель. От имени РФ в западном банке на хранение помещается полная сумма контракта плюс премия в 10-15%. Подрядчик находит финансирование и строит. Параллельно страхуется от форс-мажоров. Стройка закончена - деньги размораживаются. Не справился подрядчик - ущерб возмещает страховка. Во-первых, государство гарантировано от перерасходов, во-вторых, несколько лет получает на свои средства проценты по депозиту. Но кому это надо? Ведь в этом случае ничего не «попилишь»…                                                                      

Какой процент госсредств оседает в карманах коррупционеров?
Больше 50% - 41% (183 голоса)

Около 50% - 29% (129 голосов)

Порядка 25% - 20% (90 голосов)

Коррупцию в России уже победили - 9% (39 голосов)

Меньше 10% - 1% (6 голосов)

Всего голосов: 447

Но стадионы - вещь неприбыльная. Иное дело - дороги, аэропорты или электростанции. В этом случае государство могло бы компенсировать таким образом не 100%, а, например, половину затрат и передавать по­строенный объект в пользование на 20-25 лет. Примеров такого рода в динамичных экономиках не счесть. Например, в Китае в 2001 г. американская компания построила электростанцию Мейчжоувань на 724 МВт. Мест­ные власти гарантировали закупку всей электроэнергии по 0,45 юаня за 1 кВт-ч (примерно 2,2 руб.) на протяжении 30 лет с индексацией на уровень инфляции. Такая цена за данный срок по­зволит вернуть инвестиции более чем в пятикратном размере. После этого станция переходит в муниципальную собственность. Согласитесь, это разумнее, чем сначала построить на деньги налогоплательщиков, а потом заставить их же закупать электроэнергию.

Для наглядности возьмём пример из российской жизни. На Камчатке электроэнергия обходится населению в 4,84 руб. за киловатт. Поставщик - «Камчат­энерго», частная компания, дитя чубайсовских реформ. Объём генерации в 2011 г. - около ­1 млрд кВт-ч. Станции работают на мазуте, только начали переводиться на газ. Насколько легко завозить на Камчатку мазут, объяснять не нужно. Но есть технологии строительства на камчатских реках небольших ГЭС стоимостью по 30-35 млн долл. Каждая такая станция способна произвести в год 130-150 млн кВт-ч электроэнергии. Что, если инвестору предложить контракт на закупку электричества на 30 лет вперёд по цене вдвое ниже нынешней - 2,4 руб. за 1 кВт-ч (почти как в Китае)? Это 370 млн долл. на одну станцию. Думаете, не будет желающих их построить? Но ведь в таком случае разорится Камчатэнерго, пострадают интересы местных олигархов (да и чиновников). А почему нам должно быть до этого дело? Ведь хозяева страны - не они, а мы, и это наши с вами деньги тратят всё менее и менее эффективно.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (10)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах