Вопрос с тарифами на проезд в плацкарте и в общем вагоне до сих пор не решён. На январь 2013 г. билеты продаются по прежним ценам, но далее их рост может составить до 20%.
Представители РЖД при этом не устают повторять, что государство не покрывает полностью их убытки, возникшие из-за перевозки пассажиров по сниженным ценам.
Люкс без проблем!
«Мы умеем хорошо работать, - эмоционально заявляет корреспонденту «АиФ» Михаил Акулов, глава Федеральной пассажирской компании. - В дорогом сегменте - СВ, купе и классе люкс - мы получаем прибыль. Но, когда государство устанавливает пониженную цену на предоставление услуги и исполнитель тратит больше, чем оплачивает потребитель, первый должен получить возмещение. А у нас уже два года подряд в ноябре и декабре такая ситуация, что мы тратим средства, которые зарабатываем на дорогих перевозках, на пассажиров, путешествующих по социальным тарифам. В следующем году у нас не будет возможности продолжать это перекрёстное субсидирование».
За этими словами - завуалированная угроза. Ежегодно государство выделяло на субсидирование железнодорожных перевозок по 30 млрд руб., и их, по утверждению железнодорожников, не хватало. Сумма на 2013 год - 15 млрд руб. В следующем году число плацкартных вагонов (при увеличивающемся пассажиропотоке) не вырастет, а затем при уменьшении госсубсидий сократится. А значит, людям придётся покупать более дорогие билеты в купе. Между тем эксперты ставят под сомнение заявления РЖД об убыточности перевозок.
В убытке или нет?
«Себестоимость пассажирских перевозок формируется снизу, - считает Алексей Безбородов, глава агентства «Инфраньюс». - Условно говоря, начальник станции посылает наверх информацию о затратах на вверенном ему участке. В этой цифре всё: и затраты на проезд пассажирских поездов, и затраты на проезд грузовых составов. Но согласитесь: расходы на электровоз, который тянет тысячу тонн угля, и электричку совершенно разные. Поэтому есть подозрение, что в пассажирских перевозках есть отчасти и затраты на грузовые».
Затраты железнодорожники сваливают в кучу, а вот доходы внимательно подсчитывают и делят: в одну пачку - неприбыльный плацкарт, в другую - сверхприбыльное купе и СВ. И плевать, что и те, и другие вагоны «пристёгнуты» друг за другом и в целом поезд, вполне вероятно, окупился. Проблемы с дешёвыми местами в других странах уже решать научились.
Во всём мире пассажирские железнодорожные перевозки убыточны, как пригородного, так и дальнего следования, - говорит Лев Рузавин, эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий. - Но, например, в Китае и Индии убытки на пассажирских перевозках покрываются от доходов с грузовых (раньше такая практика была и в России, затем грузовые перевозки зачем-то вычленили в отдельную статью доходов, и РЖД стала требовать от государства покрытия убытков. - Ред.).
Плюс существуют прямые госинвестиции в инфраструктуру. В Европе это оплата около 70% расходов на строительство инфраструктуры плюс дотации на компенсацию убытков от перевозок (если необходимо). Инвестируя в инфраструктуру, правительство косвенно удешевляет стоимость проезда, т. к. перевозчику нет необходимости возвращать в полном объёме эти деньги через цену билета». Но нашему железнодорожному монополисту основная инфраструктура досталась в готовом виде - строили её ещё при советской власти на госденьги, и убытки перевозчиков покрываются из бюджета напрямую. Сейчас государство сокращает вливания в РЖД - может, и у него появились сомнения в величине этих самых убытков и невозможности их уменьшить?
«Посмотрите, как работает система продаж железнодорожных билетов в той же Eвропе, - говорит А. Безбородов. - У них несколько десятков различных ценовых предложений. Цена билета зависит от дня приобретения билета, заполненности вагона и пр. Это помогает организовать перевозки более эффективно (в РФ такая система стартует только в следующем году и лишь на дорогих перевозках. - Ред.). К тому же за рубежом железнодорожные компании получают основную прибыль не от билетов, а за счёт продажи других услуг. Японские железные дороги в рейтинге газеты «Файнэншл таймс» вообще фигурируют как компания сферы развлечений: в таком огромном объёме они продают пассажирам кино, игры, музыку!»
Очевидно, что государству и железнодорожникам придётся как-то договариваться о суммах дотаций и величине тарифа. Ведь если железнодорожники, как грозятся, сократят количество плацкартных вагонов, то пострадают обе стороны. Люди, лишившиеся дешёвых билетов, ещё больше ожесточатся против власти, а РЖД потеряет часть пассажиров: на ряд направлений цены на железнодорожные билеты в купе уже сейчас сравнялись с ценами на авиабилеты.