Учёные снова бьют тревогу, предрекая скорое истощение запасов нефти в России. О том, что чёрное золото может закончиться уже через 22 года, заявил сотрудник НИИ малотоннажных химических продуктов и реактивов Уфимского государственного нефтяного химического университета Фархад Вильданов. Для России, которая более чем наполовину формирует доходную часть бюджета за счёт нефтегазовых денег, такой сценарий был бы весьма мрачным. АиФ.ru попробовал разобраться, на сколько же лет хватит нам нефти и готов ли к этому бюджет.
Сколько ещё выкачаем
По сути, Фархад Вильданов подтвердил прогноз, который ещё в 2007 году делал Немецкий институт экономических исследований. Прогноз о 22 годах, говорит главный экономист «Финам Менеджмент» Александр Осин, получен на основе оценки запасов нефти в РФ в 10,1 млрд тонн и производстве не менее 0,5 млрд тонн в год.
Эксперт отмечает, что данные доказанных запасов нефти в России очень разнятся – от 6,8 до 20,5 млрд тонн. В ближайшие годы добывать планируют по 0,6 млрд тонн в год. По данным аналитика Инвесткафе Юлии Войтович, разведанные запасы нефти в России на конец 2011 года составили более 12 млрд тонн нефти.
Россия ежегодно потребляет порядка 137 млн тонн нефти. В 2011 году мы экспортировали 242 млн тонн нефти, а также 125 млн тонн нефтепродуктов.
Ранее министр природных ресурсов РФ Юрий Топилин говорил, что запасов нефти и газа в мире хватит на 100–150 лет. А вот по оценкам «Финам Менеджмент», дефицит нефти в РФ и мире может сформироваться в ближайшие 30–70 лет.
«Сроки истощения запасов нефти стабильно отодвигаются на более отдалённые перспективы, поскольку параллельно с ростом потребления нефти развиваются и технологии её использования», – добавляет Осин. Войтович напоминает, что нефтяники постоянно ведут разведку запасов. «За последние 10 лет объём доказанных запасов нефти в РФ вырос на 19 %», – говорит Войтович. Большие надежды также возлагается на мало изученные пока месторождения Восточной Сибири.
Отделить деньги от нефти
Тем не менее нефть и газ рано или поздно закончатся – это очевидно всем. Но для России вопрос, когда это произойдёт, более чем насущный. Наш бюджет, как известно, сидит на «нефтегазовой игле», и несмотря на все разговоры о необходимости переориентировать экономику на другие отрасли, зависимость не снижается. Более того – растёт.
В сентябре председатель Счётной палаты РФ Сергей Степашин говорил, что в 2011 году доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов бюджета увеличилась с 46,1 % до 49,6 %. В 2012 году, по словам Степашина, этот показатель составит уже более 52 %.
В принципе, считает Александр Осин, наша экономика продолжила бы функционировать сейчас и при нулевой добыче нефти или цене в $0 на неё. Правда, в этом случае ей пришлось бы перейти на «военное положение»: экономика сократилась бы на 30–50 %, социальные льготы пришлось бы урезать, а политическая нестабильность подскочила бы.
Со следующего года Минфин предлагает начать понемногу оттягивать бюджет от нефтяной кормушки. Проект бюджета на 2013 год был свёрстан исходя из «бюджетного правила». По нему все сверхдоходы казны от продажи нефти дороже, чем по $91 за баррель, должны быть направлены в Резервный фонд.
Правило должно как бы приучить власти планировать бюджет в расчёте на меньшие доходы от экспорта нефти, воссоздавая модель ситуации снижения мировых цен на нефть.
Оттащить за уши
Однако пока непонятно, переживёт ли жёсткое «бюджетное правило» обсуждение в российском парламенте. О смягчении ограничений накануне уже предложила подумать председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко.
Хотя если следовать логике, то введение ограничений на использование доходов от продажи нефти должно бы подвигнуть власти задуматься над развитием других отраслей экономики, которые могли бы в будущем компенсировать недостаток нефтегазовых денег. Это может быть энергетика, добывающий и перерабатывающий комплекс, считают эксперты.
В плане ухода от «нефтяной» зависимости, считает Осин, для России может быть выгодным и вступление в ВТО. «Учитывая экономико-географическое положение России, определяемое близостью и источников сырья, и рынков сбыта, создаёт потенциал создания на территории РФ торгово-производственных „коридоров“», – говорит эксперт.