Минфин объявил о создании Российского финансового агентства, которое будет управлять суверенными фондами и долговыми обязательствами России. Давно пора было это сделать. Не сделали. А сегодня, возможно, уже опоздали, и ничего хорошего из здравой ещё вчера идеи может не выйти...
Не по-хозяйски
Сегодня нефтяные сверхдоходы частично направляются в два фонда - Резервный и Фонд национального благосостояния. Собранные деньги хранятся сверхконсервативно, под минимальные проценты взамен максимальных гарантий сохранности денег. По последним отчётам, доходность от управления средствами Резервного фонда составляет 2,66% годовых, ФНБ - 3,41%. Мало. Но больше от размещения, скажем, на депозитах ВЭБ не получить. Зато надёжно.
Интернет опрос | |
---|---|
Если у вас сбережения, в какой валюте вы их держите? ■ Накоплений нет - 40% (300 голосов) ■ Рубли - 33% (240 голосов) ■ Евро - 13% (96 голосов) ■ Доллары - 6% (45 голосов) ■ Мои сбережения не в деньгах - 6% (42 голоса) ■ Другая - 2% (12 голосов) Всего голосов: 735 |
Последние лет пятнадцать многие разумные экономисты говорили, что это не по-хозяйски, что можно аккуратно покупать выгодные бумаги (акции, облигации, расписки и прочее) в разных странах, чтобы прибыль была больше. Для этого и надо создать специальное агентство из высококвалифицированных профессионалов. Ведь у ЦБ и Минфина стимул - в сохранении накоплений, им не положено думать о прибыли. А вот новое агентство как раз бы и имело целью прибыль. Разумно это предложение? Несомненно. Тем более что все 90-е годы и вплоть до кризиса 2008-го развитые экономики много зарабатывали на росте рынков. Но дело в том, что, похоже, мы опоздали использовать этот опыт и выгодно вкладывать деньги суверенных фондов на мировых рынках. Эти рынки непрерывно росли почти четверть века (или ещё дольше). Но сегодня, по подсчётам экспертов, у мировых инвесторов «спят» 9-11 трлн долларов. Они просто не видят, куда их вложить с разумными рисками. Все рынки лихорадит. Что ж, самое время России заявить о себе как о новом мировом покупателе бумаг…
Не опоздать опять!
Зачем же Минфин именно сейчас с поспешностью объявляет о создании Росфинагентства? Есть версия, которая связывает это со столь же малопонятной спешкой с приватизацией госкомпаний на фоне кризиса. Вот на недавнем Петербургском экономическом форуме первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что правительство рассматривает возможность покупки за счёт средств ФНБ «небольших долей в приватизируемых госкомпаниях». Не очень понятно, зачем государству самому у себя доли покупать.
Вовсе не понятно, зачем спешить с приватизацией госкомпаний по низким ценам, если решают продавать их не целиком, не большие их части, а тоже лишь мелкими долями. Гипотетически можно продать ту или иную компанию целиком солидному инвестору и в тяжёлые времена. Можно и за 1 марку, как чехи продавали «Шкоду» немцам, чтобы модернизировать предприятие. Но маленькие доли нынче могут купить только спекулянты или, как говорит Шувалов, государство у самого себя.
Не хочется думать, что реорганизация системы управления средствами суверенных фондов затеяна именно для организации распродажи долей под видом приватизации.
Скорее всё банальнее: опять опоздали к праздничному столу и не заметили, что мировая экономика уже кардинально изменилась, что рецепты даже пятилетней давности в ней не работают.
Это не значит, что деньги вкладывать некуда, если нет на горизонте прибыльных акций. Это означает то, что надо поспешить и не опоздать на сей раз с вложениями в новую экономику. Очевидно, что эта ещё неописанная и неназванная экономика будет (уже есть) экономикой знаний. Когда основная прибыль, скажем, Aplle получается не от продажи айподов, а от массовой продажи сервисов для них, всяких виртуальных придумок. Когда Nike вообще не производит силами своих рабочих товары, а зарабатывает на производстве фасонов, то есть идей.
Может, сейчас покажется чудной идея про то, чтобы предпочесть покупкам акций вложения, скажем, в образование российских мальчиков и девочек (хотя арабы давно и успешно тратят изрядные доли своих суверенных фондов именно на оплату образования своих детей в лучших мировых вузах, понимая, что нефть и газ когда-то иссякнут). Но столь же экзотической пятнадцать и пять лет назад казалась и идея вкладывать нефтедоллары в какие-нибудь мануфактуры за рубежом. А когда разглядели выгоды рынков, то выяснилось, что финансовые пузыри и без России уже успешно раздуты, их теперь прокалывать и прокалывать…