Наша столица ежегодно избавляется от 4,5 млн тонн только бытового мусора (по другим данным — от 5,5 млн тонн). Всего же образуется от 26 до 27 млн тонн в год. Причём эта цифра, по данным председателя Ассоциации мусорщиков Москвы профессора Лазаря Шубова, каждый год возрастает на
Диоксиновый аромат Москвы
Около 90% мусора вывозится на свалки, именуемые полигонами. Сегодня их в Подмосковье 89. Но, рассчитанные на 20 лет эксплуатации, они в большинстве своём исчерпали отпущенный им срок. Новые свалки обещают построить в
На природоохранные и восстановительные мероприятия бюджет РФ выделяет всего 1%, в то время как европейские страны тратят до трети своего бюджета. США — 24%. Да и СССР отдавал экологии 20% казны.
Альтернатива свалкам — мусоросжигательные заводы (МСЗ). Ими лет
— Даже два имеющихся завода выбрасывают в московский воздух 160 граммов диоксина — опаснейшего яда — в год, — сообщил «АиФ» Иван Блоков, директор по программам организации «Гринпис России». — 160 граммов — чудовищная цифра! Это больше, чем выбрасывает вся Германия. Неслучайно в Москве растёт количество онкологических заболеваний. При этом зафиксировать диоксин в воздухе не так легко — одно измерение стоит свыше 1 тыс. евро. Сжигать мусор не только вредно, но и дорого: по данным экологов из Австрии, сжечь тонну мусора стоит 55 евро, утилизация той же тонны в Москве обходится примерно в 1 тыс. рублей.
Несмотря на заверения, что новых МСЗ не будет, экологи беспокоятся: почему-то ещё не отменено постановление №
До трёх считают все
Наилучшее решение проблемы утилизации мусора — его сортировка с частичной выработкой биоэнергии и частичным получением вторичных материалов. Япония, США, страны Евросоюза в этом весьма преуспели. Не зря ведь в любом городе этих стран стоят мусоросборочные контейнеры с отдельными отсеками для металла, дерева, картона, бумаги, стекла, пищевых отходов. Неужели мы неспособны принять эту норму цивилизации, доказавшую свою разумность?
— Наша цивилизационная задача, — поделился с «АиФ» Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, — постепенно приучить москвичей сепарировать (сортировать) мусор. Начнём с общественных мест. Так, первые раздельные мусорные бачки установлены в аэропорту «Внуково». Затем такие же появятся в театрах и кинотеатрах — там, где люди настроены на культурное поведение, а также в детсадах и школах. Для детей сепарация мусора — полезная игра, привыкнув к которой они будут вовлекать в неё родителей и родных. В новостройках предусмотрены отдельные мусорные комнаты площадью 10 м² со специальной вентиляцией, в них будут устанавливать контейнеры с секциями для разных отходов.
Однако Сергей Яковлев, независимый эколог, кандидат химических наук, усматривает лукавство чиновников в постоянных ссылках на «ментальность нашего народа», якобы неспособного сепарировать мусор:
— Первый эксперимент по разделению мусора в Москве провалился только по вине чиновников: контейнеры они закупили, а отрасль по переработке сепарированного мусора не создали. В итоге разделённые бытовые отходы сваливались в одни и те же мусоровозы — так оказалось дешевле. Вот даже в небогатой Белоруссии приняли закон, предусматривающий большие штрафы за выброс неразделённого мусора. Если у нас такого закона нет, зачем же делать виноватым население?
По данным социологических опросов, от 65 до 85% людей готовы сепарировать мусор. Приведя эти цифры, И. Блоков оговорился:
— Ну, допустим, процент завышен — люди хотят выглядеть лучше, чем есть. Но масштабный эксперимент в Петербурге (создание 2100 площадок по разделению мусора) показал: до 60% жителей честно сортируют отходы. Уверен: если кроме самих контейнеров обеспечить наглядную агитацию, тогда процент людей, делающих это, окажется не ниже, чем в развитых странах. Надо лишь поначалу не гнаться за количеством: отсеков для раздельного мусора не должно быть больше трёх. Люди привыкнут, и уже года через три мы полностью перейдём на сортировку собственных отходов.