Примерное время чтения: 7 минут
222

Американские банки или китайские авто? Куда вложить сбережения в 2011-м

В предыдущем материале мы рассказали о том, каким образом любой может инвестировать свои сбережения в иностранные рынки и почему это выгодно. Мы также начали обзор различных отраслей экономики США — какие из них имеют потенциал роста, какие принесут быстрый доход, а какие — только в долгосрочном периоде. Сегодня мы поговорим о банковском и сырьевом секторе, а также об авто- и авиапроме США.

Рассказывает Федор Санников, президент Oxenuk Management LLC*:

— Все помнят, с чего начался мировой кризис — с проблем американских банков. Отметим, что банковская отрасль играет огромную роль в управлении США, и развитие этой страны в будущем прежде всего будет опираться на банковскую отрасль.

Дело в том, что в Америке очень многие живут в кредит. Очень удобно: вам дают заём на дом, машину, технику, а потом вы всю жизнь его выплачиваете, боясь потерять все, что вам и так не принадлежит. Например, из всей стоимости домов в США на конец 3-го квартала 2010 года оплачено менее 40%, более 60% — кредиты банков. Долг американских домохозяйств по итогам 3 квартала 2010 года составил 13,4 триллиона долл., что сравнимо с размером американской экономики (и почти в 6 раз больше российской).

Таким образом, банковская отрасль — столп американской экономики, и, если вы найдете хороший банк по хорошей цене, это может быть разумной инвестицией.

Все деньги — в дом?

Как мы уже отметили, с банковской отраслью в США тесно связана отрасль строительства и всего, что связано с домовладением. Эта индустрия прямо или косвенно дает работу около 40% американцев. Поэтому снижение безработицы с ноябрьского уровня в 9,8% во многом начнется с восстановлением активности в строительстве и оживления рынка продажи домов.

На сегодня цены на недвижимость в США на 36% ниже пиковых цен до кризиса, а потерянная стоимость на рынке жилья с пика составила около 9 трлн долл. Потенциал роста рынка существует: многие потеряли дома и захотят в них вернуться. Здесь следует учесть, на какой срок Вы готовы инвестировать, потому что восстановление рынка займет годы. Во-первых, банки не будут раздавать кредиты направо и налево, как было до кризиса, а во-вторых, при общей неуверенности (из-за высокого уровня безработицы) не каждый решит купить дом.

Компании сырьевых отраслей в целом являются глобальными игроками. Рассмотрим несколько сырьевых рынков. США являются лидером по потреблению нефти (около 25% мирового потребления), на втором месте — Евросоюз. Но когда мы говорим о том, что предложение нефти может не успеть за спросом, то причину видим в Китае, Латинской Америке, а не в западных странах. Поэтому драйвером спроса на нефть США не являются, хотя являются лидером по потреблению.

Успех компаний нефтяной отрасли будет зависеть от двух главных факторов: цен на нефть и возможности роста ее производства (владение рентабельными месторождениями нефти — большой плюс в оценке компании). В долгосрочной перспективе мы видим цены на нефть выше приемлемого для покупателей и продавцов уровня 65-70 долл. за баррель: реальных альтернатив черному золоту немного, а их внедрение потребует десятилетий. А поскольку «во время золотой лихорадки больше всего зарабатывают продавцы лопат», интересной для рассмотрения является и нефтесервисная отрасль.

Самый драгоценный металл

Сырьевые отрасли следует рассматривать по сегментам: товар товару рознь. Например, цены на медь бьют рекорды и уже достигли докризисных уровней, а цены на алюминий далеки от этого. Спрос на медь в 2011 году, по данным Casimir Capital, превысит предложение на 497500 тонн. Здесь повезло, прежде всего, Чили, которая производит треть всей меди в мире, а США остаются в стороне. Годовое потребление меди — около 19 млн тонн (Китай потребляет 2/5 всего производства).

Одной из причин роста цен на медь является, например, то, что она используется в более технологичных отраслях. Если посмотреть на цифры, спрос на технологии вырос: индустрии восстановились или близки к этому после кризиса (например, индекс компьютерного оборудования — HWI, индекс жестких дисков — DDX, интернет индекс — IIX, и другие).

Алюминий — металл для более капиталоемких проектов. Такие проекты, например, в США и Европе в шатком состоянии, а Китай весь мир не вытянет (в отличие от нефти, где снижение спроса не было резким по сравнению с алюминием).

Теперь мы подошли к технологиям — отрасли, которая для США может быть определяющей в будущем росте экономики. Представьте, что у Вас удовлетворены потребности в еде, одежде, жилище, то есть, в «хлебе»... Далее захочется «зрелищ» и всего, что будет радовать. А это во многом — технологии. iPod и iPhone изменили представление о музыкальных плеерах и телефонах во всем мире. Американцы могут строить заводы за границей, как дочерние американские компании, но они редко продают технологии иностранцам. Потому что понимают их ценность для успеха на международных рынках. Именно технологические товары они экспортируют в обмен на нефть и прочее сырье.

При этом надо понимать риски вложений в технологии и не инвестировать в то, в чем не разбираешься (один из принципов Уорена Баффета). Индустрия флэш-памяти когда-то выглядела потрясающе, пока не началась ценовая война, не позволившая производителям нарастить оборот в деньгах, несмотря на увеличение отгрузок чипов памяти.

То потухнет, то погаснет

Рассмотрим цикличные отрасли, где спрос в трудные временя резко снижается: это авиалинии и автопром.

Существует понятие цикличного инвестирования, то есть покупка компаний цикличных отраслей на дне кризиса. Они являются лидерами падения, но при восстановлении являются лидерами роста. Не стал исключением и мировой экономический кризис. Только дно уже пройдено, а, например, индекс авиалиний (XAL) близок к докризисным уровням. Дальнейшая глобализация мировых рынков приведет росту рынка авиаперевозок. Сегодня только между США и Китаем около 30 рейсов в день (!). Для следующего экономического цикла может быть актуальным вопрос поиска глобальных авиакомпаний с возможностью расширения на международных рынках.

Китай обогнал США как самый большой авторынок в мире в 2009 году, когда в Поднебесной было продано 13,64 млн машин. При этом надо учитывать, что автомобиль в США — отнюдь не роскошь; во многих городах отсутствует или слабо представлена транспортная инфраструктура (например, нет метро или мало автобусов). Система США, как государства, направлена на то, чтобы семья имела минимум один автомобиль.

В то же время мы видим, что есть более растущие авторынки, и американские компании нацелены не внутрь страны, а в Азию и Латинскую Америку. Там и следует искать возможности бурного роста автоиндустрии.

В данной статье мы не касаемся текстильной промышленности, отрасли коммунальных услуг и прочих зрелых отраслей, растущих параллельно экономике в целом. Это ни в коей мере не умаляет их достоинств: дело в Вашем предпочтении и отношении к риску. Кроме того, история знает успехи компаний на зрелых рынках. Например, когда Gillette выходила на рынок товаров для бритья, это был вполне сформировавшийся рынок. Поэтому здесь уместен совет легендарного инвестора Питера Линча, который ищет отличные компании везде, а в трудные времена просто докупает их в портфель.

* Oxenuk Management LLC — зарегистрированный инвестиционный эдвайзер в штатах Невада и Нью-Йорк (США).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах