...Упырь с чёрными крыльями, урча, запустил клыки в шею молодой девушки. Та картинно застонала, закатив глаза. Красочный мультик прервался — строгий товарищ в очках, подняв палец, о чём-то заговорил. Ролик на экране в центре Гуанчжоу сменился рекламой пиццерии. Публика на площади ела мороженое, не обращая внимания на вампиров и пиццу.
— Что это означает? — с интересом спросил я своего спутника.
— А, ерунда, — скучно ответил тот. — Призыв к чиновникам: тот служащий, который берёт взятки в кризис, хуже Дракулы: сосёт кровь из своего народа...
«Качество хреновое, но всё дешевле»
Это ещё одна интересная фишка Поднебесной. Китай — жутко коррумпированная страна, но с началом кризиса ТВ, радио, газеты забиты рекламой: «Быть взяточником СЕЙЧАС неудобно». В результате берут, как и раньше, но средний размер взятки снизился (в России, по данным веб-сайта Transparency International, напротив, вырос в два раза). «Кризис обязывает к скромности» — свежий партийный лозунг, и чиновники больше не понтуются публично дорогими часами и костюмами. Образцом «антикризисного товарища» стал одетый в дешёвый пиджак секретарь горкома в Чунцине Бо Силай: он ведёт аскетичную жизнь и неустанно борется с коррупцией — китайцы посвящают ему стихи в Интернете. И это ещё раз доказывает — в Китае особый кризис. Совсем другой, нежели у нас.
...Последний раз я был в Гуанчжоу год назад. Удивительно: цены остались прежними, кое-где даже снизились: пожалуй, главное отличие от нашего бизнеса, мечтающего о лишних нулях на ценниках. Курс доллара тоже не изменился ни на копейку. Открываются новые фабрики, шопинг-центры. Китай едва ли не единственная страна в мире, которая в разгар кризиса не только умудрилась сохранить рост экономики (8% — у нас и в лучшие времена было меньше), но и... заработать на этом денег! В России же, несмотря на то что цены на нефть больше 80 долл. за баррель, радостей в экономике пока не предвидится. Каким же образом китайцам удалось нас обойти?
— Нам на Западе не верят — мол, эти коммунисты любые цифры сами себе нарисуют, — смеётся функционер из горкома Гуанчжоу. — Отчасти это правда, можно слегка преувеличить успехи. Но чистой фантазией в Китае никто не занимается. Почему экономика растёт? Мы не сидим сложа руки, думая: когда ж этот долбаный кризис закончится, а ищем новые рынки сбыта. Партия соображает — чем больше безработных, тем опаснее для власти. Главное, чтобы люди не болтались без дела — и не будет революций.
Когда я был в Ираке и Сирии, то поразился, сколько в этих странах, традиционно закупавших наши «Лады» и «Волги», стало китайских автомобилей типа Great Wall. Буквально на каждом шагу. Когда я спросил, почему их покупают, ответ был один — качество у них далеко от совершенства, но у ваших машин — такое же, а тут хотя бы дешевле. Стоило грянуть кризису, и весь Ближний Восток да в придачу ещё и Африка пересели на китайские авто.
— Я в шоке, — удивляется чиновник из Гуанчжоу. — Автопром в России стонет, что он при смерти. Но почему ж ему не пробиваться на те рынки сбыта, где «Лады» уже известны? Не спорю, наши машины плохие. Но мы отдаём их по дешёвке, главное — «подсадить» страну на своё производство — детали они будут покупать в Китае. Стоит любому бренду уйти с рынка — и мы тут же занимаем место, бизнес — это война. Кризис помог: скоро дороги, машины и магазины в мире — всё будет китайское...
«Надо использовать слабость Запада»
...Китай штампует пачками не только свои автомобили. В целях борьбы с кризисом ударными темпами строят дороги для скоростных поездов Пекин — Шанхай, Гонконг — Пекин и так далее, это даёт работу для 10 миллионов человек. Первый поезд пойдёт уже в конце этого (!) года — у нас же чуть не сто лет запускали «Сапсан» от Санкт-Петербурга до Москвы... А ведь реально скольким людям можно было бы обеспечить занятость, если наладить движение скоростных поездов в России! Кроме того, конструкторы в Пекине разработали первые китайские пассажирские самолёты: их ещё строят, но заказы так и сыплются из Азии и Африки, чьи пилоты десятилетиями летают на наших «тушках». Причина одна — дёшево.
— В Поднебесной очень популярна матерная шутка, — ухмыляется торговец электроникой из Чжухая Цзю Линь. — Вопрос: «Почему в Китае самые высокие темпы рождаемости и мы лучше всех в экономике справляемся с кризисом?» Ответ: «Потому что в обеих сферах у нас отсутствуют педерасты». Кризис — это же просто дар Божий! Китайцы пахали как волы на весь мир, не думая... если мы пять лет поработаем на себя, то проснёмся великой державой. Запад ослабел, и это нужно использовать.
Впрочем, не всё в Китае так радужно. Наряду с успехами антикризисные меры дали и негативный эффект. Например, бизнесмены в Гуанчжоу жаловались в приватном разговоре: исполнительные китайцы с началом кризиса... стали работать куда хуже. «Недавно мой инженер ушёл с фабрики днём, вернулся под мухой — был в караоке-баре, — сокрушается Радж Сурабайя, топ-менеджер „кроссовочного“ бренда. — Раньше я такое не представил бы даже в бреду. А теперь... никто не боится потерять работу — правительство гарантировало, что всех трудоустроит. Надеюсь, это ненадолго». Бум недвижимости в Китае продолжается, но целые районы элитного жилья Гуанчжоу не светятся ни единым окном — их не покупают, и строители начали разоряться. Получить кредит стало легче лёгкого (раньше надо было собрать кучу бумаг и справок): и лишь раздав тьму денег, китайские банки забеспокоились, а когда народ будет их отдавать?
...Однако при всех ошибках Китай делает многое правильно. Давит на совесть взяточников, ищет новые рынки сбыта и главное — использует кризис, чтобы развивать свою страну. Эффект превосходит ожидания. По прогнозам экономистов Запада, в 2011 году китайская экономика сравняется с американской, а в
«Клонируй конкурента». Почему китайцы не изобретают новое, а лишь «сдирают» чужое, делая на клонах автомобилей, электроники и оружия миллиарды долларов? Читайте специальный репортаж в ближайших номерах «АиФ».