Стратегия по формированию здорового образа жизни, принятая в прошлом году, является памяткой о пользе здорового образа жизни и не содержит ни конкретных механизмов реализации, ни ссылок, откуда должны взяться средства на ограниченный круг мероприятий (например, кампаний в СМИ). Более того, в условиях сокращения затрат на здравоохранение выполнение даже самых скромных мероприятий ставится под вопрос.
Бизнес-сообщество заявляет о готовности взять на себя часть забот о здоровье работающего населения. Однако усилия работодателей могут разбиться о нежелание россиян заботиться о своем здоровье.
Какие вредные!
Главная задача «Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года» – сократить на 25% употребление алкоголя, табакокурение (среди взрослых – на 28%, среди детей и подростков – на 53%), употребление наркотиков – на 4%.
Если бы создатели стратегии воспользовались исследованием «Восприятие населением вопросов личного здоровья: отношение к здоровью, осознание факторов риска, заболеваемости и смертности», которое было представлено Ассоциацией международных фармацевтических производителей (AIPM) в 2011 г., то планы, скорее всего, претерпели бы корректировку. Исследование показывает, что россияне не испытывают потребности заботиться о своем здоровье.
Несмотря на то что 95% наших сограждан считают здоровье самой важной ценностью и знают о связи между факторами риска и развитием неинфекционных заболеваний, только 8,7% населения не курят, не употребляют алкоголь, придерживаются правил здорового питания и имеют адекватную физическую нагрузку. Большинство населения расценивает факторы риска как допустимые атрибуты привычного стиля жизни. Для того чтобы россияне изменили отношение к своему здоровью, нужны титанические усилия, которые государство предпринимать не готово по разным причинам.
Как большие
В развитых странах к проблеме неинфекционных заболеваний подходят с различных сторон. Для каждого из факторов риска можно выделить стратегии, уже доказавшие свою высокую эффективность: в борьбе с курением и чрезмерным употреблением алкоголя больший результат дают фискальные меры, а в пропаганде физической активности и правильного питания – кампании в СМИ. Естественно, эти меры дадут эффект, если их предпринимать в комплексе и одновременно на различных уровнях. Причем один из важнейших – корпоративные программы по внедрению ЗОЖ.
Эти программы есть и в России. AIPM совместно с Международной федерацией фармацевтических производителей и ассоциаций (IFPMA) представила результаты исследования корпоративных практик по поддержке ЗОЖ на российских и зарубежных предприятиях.
В исследовании приняли участие сотрудники 46 государственных и частных компаний с большим количеством работников: «Газпром», «Норильский никель», «РусГидро», «Лукойл», «ИКЕА», «Азбука вкуса», «Тандер», «ГК ПИК», РЖД, «Мегафон», «Ростелеком», Mail.ru Group, Кубанский государственный университет, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова. Оказалось, что, хотя в целом по стране почти три четверти работодателей предлагают те или иные меры поддержки здоровья, распространенность их весьма неравномерна.
В лучшем положении находятся крупный бизнес, старые предприятия, сохранившие инфраструктуру с советских времен, государственные учреждения. Предприятия определенного уровня уже не могут экономить на программах ДМС и диспансеризации. Средний и особенно малый бизнес часто не в состоянии выделить финансовые ресурсы на меры ЗОЖ, такие как проведение спортивных мероприятий, вакцинация от гриппа, горячее питание.
Оплата спортивных занятий, путевок в санатории, оплата медицинской помощи – удел избранных. Ограничительные меры (например, ограничение времени на перекуры) встречаются реже и непопулярны среди работников.
С чужого плеча
Казалось бы, обеспечь работников питанием, создай условия для занятия физкультурой на рабочем месте и проводи регулярную диспансеризацию – и все, жди положительного результата. Маргарита Датская, президент Advanced Management Institute, считает такую стратегию отголоском «гигиенического» подхода.
«Забота о здоровье является лишь еще одним способом повысить привлекательность работодателя. Но именно сама работа может влиять на здоровье человека. Стресс, связанный с профессиональными задачами или неправильной организацией самого процесса, не перекроет никакой здоровый образ жизни, – считает она. – Разговор о ЗОЖ без учета этих факторов похож на косметическую операцию: на вид все в порядке, но скрытые механизмы продолжают разрушать здоровье, в том числе и самой организации».
Сергей Карпов, научный сотрудник Advanced Management Institute, видит еще один камень преткновения.
«Инициативы сами по себе (без изменения корпоративной культуры, а возможно, и производственных процессов и взаимоотношений) для российских условий, как правило, либо бессмысленны, либо вредны, – уверен он. – Процессы, разрабатываемые для организаций и стран одной культуры, в подавляющем большинстве не работают в другой или работают так, что лучше бы этого не видеть». Исключениями, по его мнению, являются филиалы западных компаний в России.
Действительно, в ходе фокус-групп и интервью выяснилось, что российские предприятия значительно отстают от зарубежных как по содержанию программ ЗОЖ, так и по форме, то есть в организации процесса. Даже на крупных предприятиях, серьезно инвестирующих в здоровье работников, отсутствует системный подход и не проводится оценка отдачи от программ. Работники не вовлечены в их разработку, что снижает популярность самых лучших мер.
В то же время со стороны работников существует запрос на программы ЗОЖ, в первую очередь – софинансирование занятий спортом, дотации/скидки на здоровое питание и скрининг основных показателей здоровья. При этом для работников важны удобство, понятный механизм реализации программ, конфиденциальность, когда речь идет о здоровье и т. д.
Авторы исследования учли российские реалии при разработке рекомендаций. В них говорится, что для обеспечения успеха корпоративных программ по внедрению ЗОЖ необходимы как личный пример топ-менеджмента компаний, так и мотивирование работников с индивидуальным подходом, использование финансовых и иных стимулов. Необходима широкая разъяснительная работа, иными словами, мощная пиар-компания.
Бизнес считает, что в одиночку с нежеланием работников заботиться о своем здоровье ему не справиться, и ищет поддержки и понимания у государства. «Направления такой поддержки могут быть самыми разнообразными: от прямого софинансирования отдельных мероприятий до предоставления информационной, организационной и методической помощи», – говорит Ирина Дорохова, председатель рабочей группы AIPM по неинфекционным заболеваниям, директор по внешним и корпоративным связям в России и странах Центральной и Восточной Европы, Johnson & Johnson.
Она подчеркивает, что продвижением здорового образа жизни должно заниматься не только Министерство здравоохранения, но и другие федеральные органы исполнительной власти, а также региональные и муниципальные структуры, органы самоуправления, некоммерческие организации.