Прошла первая декада нового учебного года, и главные волнения родителей, связанные с началом обучения, кажется, позади. Но это не совсем так. Именно сейчас возникает множество вопросов, связанных с организацией распорядка дня ребенка. Сколько времени положено готовить уроки? Надо ли отдыхать ребенку после обеда? Стоит ли записывать в школьные кружки и спортивные секции? Специально для АиФ.Ru детский психолог клиники «Медицина» Александра Китаева ответила на самые распространенные вопросы родителей школьников.
АиФ.ru: Что делать, если учитель оставляет заниматься после уроков — разрешать или нет? Как вести себя родителям и как понять, что у ребенка есть силы на дополнительные уроки?
Александра Китаева: Разрешать, если ребенок учится в старших классах и в этом есть объективная необходимость для вас. Остается ребенок после уроков или нет, решает не учитель, а вы.
Всегда нужно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка. Ни в коем случае не перегружайте дополнительными уроками, если есть сложности с выполнением обязательной программы. Если с обязательной программой все легко, и ребенок проявляет желание заниматься дополнительно — почему нет? Правда, на дополнительные уроки не должны уходить «все оставшиеся» силы. Обязательно должно быть место в графике для свободного времяпрепровождения.
АиФ.ru: Должен ли у школьника быть свой будильник или будить ребенка должны родители? Что полезнее с психологической точки зрения?
А.К.: С психологической точки зрения искусственное прерывание сна вообще не полезно. Любой человек, и это касается не только ребенка, должен просыпаться естественным путем: просто открывать глаза потому, что выспался. К сожалению, мало кто может себе позволить это в условиях цивилизации, поэтому будильники — суровая необходимость. Но просыпаться от ласкового родительского голоса всегда приятнее, чем от электронного будильника. Поэтому по возможности будите детей сами, если они не против этого. Иногда в старших классах дети принимают решение вставать самостоятельно под будильник. Препятствовать им в этом не стоит.
АиФ.ru: После школы дети обычно уставшие. Чем занять ребенка, чтобы он отдохнул? Можно ли разрешить смотреть телевизор или лучше отправить гулять на улицу?
А.К.: Прогулки на свежем воздухе всегда полезнее телевизора. Но если ребенок устал и не хочет физической активности, то отправлять его на улицу не стоит. Пусть немного отдохнет, даже около телевизора.
АиФ.ru: Ребенок тяжело и, как результат, поздно засыпает. Что делать в этом случае?
А.К.: Ребенок тяжело и долго засыпает, когда перевозбужден. Значит, он получил такую психологическую и физическую нагрузку, которая оказалась лишней. Подумайте, каким образом вы могли бы ее снизить. Полезно будет исключить перевозбуждающие мероприятия (городские праздники, шумные интерактивные игры) и потребление возбуждающих нервную систему напитков (кофе, крепкий черный чай). Также полезно сделать традицией дневной отдых, а за 2-3 часа до сна обеспечить тихое спокойное времяпрепровождение.
АиФ.ru: До какого возраста рекомендуется дневной послеобеденный сон. Как долго должен спать ребенок?
А.К.: Дневной послеобеденный сон почему-то снимается негласно при поступлении ребенка в школу. Это неправильно. В начальной школе ребенок обязательно должен иметь послеобеденный сон или хотя бы отдых (своеобразный тихий час). Дневной послеобеденный сон полезен для детей всех возрастов. Длительность сна в идеале тоже регулируется им самим. До 2-х часов — это норма, если не нарушается ночной сон.
АиФ.ru: Сколько времени ребенок должен тратить на уроки? Пока не сделает или не более 2-3 часов?
А.К.: В идеале, ребенок должен успевать делать уроки за 2-3 часа. Если ему сложно организовать свое время, помогите ему распланировать выполнение домашнего задания так, чтобы максимально все успеть. За время начальной школы ребенок учится самостоятельно распределять временные ресурсы так, чтобы все успевать. Высиживать до тех пор, пока ребенок не выполнит все до конца, не стоит. Школьник должен иметь такую нагрузку в школе и дома, которая ему по силам.
АиФ.ru: Ребенок сильно переживает из-за оценок. Как бороться с этим?
А.К.: Конечно, лучше ни с чем не бороться, а изначально не прививать ребенку «комплекса отличника». Он не берется ниоткуда — все это результат внушений со стороны взрослых, что на пять учатся хорошие дети. А не на пять все остальные. Обычно родители так переносят свои идеалистические представления о том, какой «должен быть» ребенок и «как надо» ему учиться. Родители предъявляют к себе повышенные требования, потому что их в свое время ориентировали делать все «на пять». Родителям важно сформировать у ребенка адекватную внутреннюю самооценку себя и результатов своих стараний, а не ориентироваться на оценку извне. Тогда и переживаний таких не будет. Начните с того, что разрешите себе, в первую очередь, а потом и другим, быть «не идеальными». Подайте ребенку «дурной пример» не родителя-отличника, начните сами легче относиться к оценкам извне.
АиФ.ru: Если ребенок устал — можно ли сделать ему выходной и разрешить не ходить в школу просто так?
А.К.: Можно! А иногда и нужно. Но не стоит вводить это в систему.
АиФ.ru: Какая физическая активность оптимальна для ребенка? Нужны ли дополнительные спортивные кружки и секции или для нормального развития уроков физкультуры достаточно.
А.К.: Оптимальный уровень физической нагрузки индивидуален для каждого школьника, и его, как правило, Вам может порекомендовать врач. Одержимость родителей идеей максимально нагрузить гиперактивного ребенка кружками и секциями, потому что ему надо куда-то сбрасывать энергию, в корне неверна. Как раз гиперактивным детям очень важно не только давать возможность «выпустить пар», но и включать в их режим дня спокойные размеренные занятия.
АиФ.ru: Какие продукты подойдут для перекуса на перемене? Фрукты или бутерброд с колбасой? Можно ли давать с собой конфеты.
А.К.: Фрукты — хороший вариант перекуса на перемене. Бутерброд — нет. Конфеты давать с собой можно и нужно — для поддержания энергии.