Международный день детской книги был учреждён в 1967 году некоммерческой организацией Международный совет по детской книге (IBBY), а сама инициатива создания Международного дня детской книги принадлежит известной немецкой писательнице Йелле Лепман.
Международный день детской книги призван подчеркнуть роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений.
Любовь к книге
Привычку читать прививать ребёнку следует с самых малых лет, ведь чтение вносит в жизнь человека сразу несколько важнейших функций. В частности, благодаря книге ребёнок познаёт мир, о котором он ещё почти ничего не знает. Книга помогает узнать о том, что в будущем ребёнку, возможно, никогда не случится увидеть.
Узнавая и анализируя героев из книги, ребёнок осознаёт и понимает законы жизни в обществе. Также хорошая детская книга помогает родителям объяснить малышу сложные вещи.
О практической пользе чтения не перестают говорить педагоги – у начитанного ребёнка редко возникают проблемы с грамотностью в устной и в письменной речи. Во время чтения ребёнок усваивает законы литературного языка, увеличивает словарный запас.
Что читать?
Для самых маленьких
«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» – эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора – двух лет. В этот список можно добавить русские стихи Агнии Барто для малышей и «Цыплёнка» Корнея Чуковского.
3 года
В 3–4 года детям близки и интересны сказки о животных, причём неважно, что это – стихи Чуковского («Мойдодыр», «Телефон», «Айболит», «Федорино горе»), «Три поросёнка» или народные сказки о животных.
4 года
С 4 лет дети получают огромное удовольствие, слушая сказки о взаимодействии животных и людей. Идеальные варианты – «Иван-царевич и серый волк», «Винни Пух и все-все-все», книжки Владимира Сутеева («Палочка-выручалочка», «Под грибом», «Яблоко» и другие), стихи Самуила Маршака («Где обедал, воробей?», «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный» и другие) и переводы детских английских стишков («Шалтай-Болтай», «В гостях у королевы», «Перчатки», «Кораблик»).
5 лет
С 5–6 лет ребёнок идентифицирует себя с человеческими персонажами: мальчики – с рыцарями, девочки – с принцессами. Этих героев можно найти в волшебных сказках Шарля Перро («Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Красная шапочка») и Андерсена («Русалочка», «Снежная королева», «Дикие лебеди»), Астрид Линдгрен («Пеппи Длинныйчулок», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше») и Алексея Толстого («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
7 лет
В 6–7 лет ребёнок начинает придумывать собственных сказочных персонажей и рассказывать о них окружающим. Именно так родились знаменитые страшилки про «гроб на колёсиках» и другие. Услышав от своего ребёнка жуткую историю, не переживайте: психологи утверждают, что, пугая своими рассказами окружающих, ребёнок «прорабатывает» свои страхи.
Старшим дошкольникам будут интересны сложные истории: «Королевство кривых зеркал» и «Аленький цветочек», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и «Маугли». Несмотря на то, что эти книги обычно включены в списки чтения для школьников, они вполне доступны многим дошкольникам.
Совет
В основном, родители читают вместе с детьми в вечернее время или перед сном. Поэтому, выбирая сказку для чтения, избегайте печальных и мрачных сюжетов – позитива в истории всегда должно быть больше, чем негатива.
«Лёгкие волшебные сказки – лучший вечерний вариант. Если вы читаете какое-нибудь большое произведение и прерываетесь на середине, чтобы продолжить завтра, делайте это на нейтральной или хорошей ноте. Если вы оставите малыша в кроватке, закрыв книгу на отрицательном моменте (например, Иван-царевич погиб, а серый волк ещё не принёс живой воды), неисключено, что ребёнок будет находиться всю ночь в напряжении и не сможет спокойно спать», – считает детский психолог, логопед высшей категории, к. п. н. Светлана Коноваленко.
Сказкотерапия
Чтение не только развивает и формирует ребёнка, но и может заменить психолога – эксперты активно пропагандируют среди родителей такую технику работы с ребёнком, как сказкотерапия. При помощи правильной сказки можно «вылечить» ребёнка от застенчивости или понять причины его плохого поведения.
Сказкотерапия – это манипуляции с волшебной историей, которую ребёнок должен выслушать или прочитать, а потом переделать или дописать на свой лад, возможно, даже разыграть по ролям, объяснить причины поведения того или иного персонажа. Родители заметят, как малыш будет наделять сказочных героев своими переживаниями, и в результате на свет вылезут все его обиды и комплексы, которые до этого момента прятались в потаённых уголках души. Узнав, что именно беспокоит и волнует ребёнка, родителям будет легче найти с ним общий язык, помочь ему решить проблемы.