Международное непатентованное название, или сокращенно - МНН, представляет собой уникальное наименование действующего вещества, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Оно присваивается тем средствам, которые имеют точную химическую формулу. В связи с этим, одному МНН может соответствовать сразу несколько лекарственных препаратов, имеющих одинаковую химическую формулу действующего вещества. К примеру, лекарственные препараты «ацетилсалициловая кислота» (МНН) имеют следующие торговые названия: Анопирин, Аспирин, Новасан, Ронал, Упсарин Упса и другие. Зачем такая путаница?
Знание названия действующего вещества позволяет покупателю делать свой выбор препаратов без оглядки на бренды или их стоимость. Он может прийти в аптеку, попросить фармацевта назвать все подходящие под МНН средства и купить то, что больше подходит ему по цене: взять не дорогой упсарин упса, например, а доступный и столь же эффективный аспирин. Также в линейку предложенных препаратов должны попадать не только оригинальные, дорогие средства, но и генерики — идентичные им лекарства по составу и действию, которые могут незначительно отличаться от них только вспомогательными веществами лекарственной формы.
Для выпуска генериков не требуется лицензия компании-разработчика («автора» препарата), так как в продажу они поступают уже после окончания срока действия патента и исключительных прав на оригинальный препарат его производителя. При этом они имеют все необходимые документы, доказывающие их фармацевтическую, биологическую и терапевтическую эквивалентность исходному препарату. К примеру, израильская компания Teva, мировой лидер на рынке генерических препаратов, выпускает генерики в соответствии с мировыми стандартами и нормативными требованиями, поэтому её препараты имеют те же состав, дозировку приема и качество, как у оригинальных лекарств (брендов). При этом их стоимость на порядок ниже, чем у брендированных препаратов, цена которых включает и затраты на многолетние исследования и рекламу. А вот многие российские производители, по сообщению «Независимого издания практикующих врачей», к сожалению, не всегда отвечают стандартам и часто производящиеся ими генерики имеют завышенную стоимость.
Безусловно, введение такого понятия, как МНН, ставит покупателя перед непростым выбором. Ему придется знать и покупать лекарства не по привычным названиям, а составу действующего вещества. Тем не менее выгода очевидна: в связи с тем, что генерические компании не затрачивают средства на поиск и синтез субстанций, а также клинические и доклинические исследования (это уже сделано разработчиком), то себестоимость их лекарств оказывается на порядок ниже. Соответственно, цена для покупателя тоже более доступная, что позволяет сократить расходы на лечение.
Вторым преимуществом внедрения МНН является возможность использовать генерики вместо назначенных препаратов, временно отсутствующих в аптеке, либо тех, которые не завозятся на территорию Россию.
Чтобы определить МНН препарата, надо изучить упаковку. Как правило, сначала на ней указывается торговое название, а потом непатентованное. Например, Нурофен ® ибупрофен. Если такой информации нет, то она должна указываться в начале инструкции на листке-вкладыше. Выбирая генерик, сравните дозу действующего вещества, указанную на упаковке этого препарата, и оригинального. Если она совпадает, то вполне можно покупать более доступное, но столь же эффективное средство.
Перед применением необходимо ознакомиться с инструкцией по медицинскому применению и получить консультацию специалиста.