Об этом мы беседуем с директором независимой общественной организации «Легочный альянс», врачом-пульмонологом, доктором медицинских наук Георгием Юреневым.
Наступление продолжается
«АиФ. Здоровье»: – Бронхиальная астма – болезнь, давно и хорошо известная медицине, но почему остановить ее наступление так и не удается? По данным ВОЗ, каждые 10 лет число больных в мире увеличивается в полтора раза.
– За последние 50–60 лет человечество кардинально изменило среду обитания: мы живем в окружении синтетических материалов, покупаем продукты с красителями, консервантами и прочими вредными добавками, дышим загрязненным выхлопными газами воздухом… Природа программировала человеческий организм совсем на иные условия существования, и расплата, образно говоря, за такую «перезагрузку» – мощный всплеск аллергических заболеваний, в том числе и бронхиальной астмы.
Но астма связана не только с аллергическими механизмами. Есть множество иных факторов, способствующих ее развитию: курение, в том числе пассивное, прием нестероидных противовоспалительных препаратов и даже, как ни странно, заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
«АиФ. Здоровье»: – То есть «шанс» заболеть есть практически у каждого?
– Ну это, пожалуй, слишком пессимистично, хотя все-таки совсем не лишне каждому знать о факторах риска. В развитии бронхиальной астмы немалую роль играет генетический фактор. Риск возрастает также у часто болеющих детей, у находящихся на искусственном вскармливании. Аллергическими заболеваниями, в том числе астмой, чаще болеют дети, находящиеся в чрезмерно стерильных условиях – гипергигиена и приводит к аллергии. Иммунная система человека запрограммирована для распознавания многочисленных видов окружающих нас микроорганизмов и борьбы с теми, кто проникает во внутреннюю среду организма. Оставшись «без работы», иммунитет переключается на другой вид деятельности и начинает вырабатывать другой класс антител – не противоинфекционных, а аллергических.
Cпецифические факторы опасности есть у женщин – изменения гормонального фона, вызванные беременностью, абортами, менопаузой, некоторыми эндокринными и гинекологическими заболеваниями.
Диагноз без ошибок
«АиФ. Здоровье»: – Почему диагноз «бронхиальная астма» нередко ставят поздно, когда болезнь уже «набрала обороты»?
– У нас большинство людей обращается в поликлинику по месту жительства, а пульмонолог или аллерголог там редкость. Врачи же общей практики нередко ставят диагноз «бронхит». И проблема не только в квалификации – участковый терапевт загружен писаниной, по нормативам на пациента ему отводится всего 10–15 минут, а после приема в поликлинике нужно еще бегать по вызовам. Да и его зарплата никак не зависит от эффективности лечения…
Но у проблемы есть и другая сторона: бронхиальная астма проявляет себя эпизодически и не всегда начинается с приступа удушья. Другие ее симптомы – одышка, кашель, свистящее дыхание, чувство заложенности или стеснения в груди. А поскольку такие ощущения больной испытывает не каждый день, то он не придает этому особого значения и не спешит к врачу, пока гром не грянет. У нас не наработана культура внимательного отношения к своему здоровью, отсюда и многие проблемы.
«АиФ. Здоровье»: – Какие обследования нужно пройти, чтобы окончательно выяснить, астма это или что-то другое?
– При жалобах на одышку, ощущении «заложенности» в груди, затрудненном дыхании проводится спирография. Это исследование позволяет установить степень нарушения функции внешнего дыхания. Врач по полученным показателям оценивает емкость легких, проходимость дыхательных путей, степень выраженности патологических изменений и т. д.
Кроме того, назначаются клинический анализ крови, исследование мокроты, проводятся аллергопробы.
Иногда, чтобы исключить другие диагнозы, симптомом которых также является кашель, врач назначает рентгенографию, бронхоскопию и другие обследования.
Все под контролем
«АиФ. Здоровье»: – Специалисты говорят, что для многих больных сегодня вполне реально вести обычный образ жизни здорового человека, если держать астму под контролем. Что это означает?
– Контроль считается успешным, если человек испытывает минимум симптомов, если у него нет обострений, а показатели функции внешнего дыхания близки к нормальному уровню. Он даже может заниматься спортом. Поскольку астма – воспалительное заболевание дыхательных путей, чтобы уменьшить этот процесс, используется базисная терапия. Самыми эффективными противовоспалительными лекарствами сейчас считаются ингаляционные глюкокортикостероиды – ИГКС. Вторая группа препаратов предназначена для купирования обострений: их действие направлено на расширение спазмированных бронхов, что облегчает дыхание пациента. Кроме того, для контроля над заболеванием больной астмой должен дважды в день измерять пиковую скорость выдоха (ПСВ) – скорость выдыхания воздуха, используя простой прибор для домашнего мониторинга – пикфлоуметр. Он необходим астматику, как тонометр гипертонику. Показатели пикфлоуметрии позволяют контролировать состояние в динамике и дают возможность выявить нарушения дыхания до появления одышки или кашля, принять препарат для облегчения симптомов и предотвратить наступление обострения.
«АиФ. Здоровье»: – Некоторые больные принимают назначение гормонов в штыки…
– Это очень распространенное заблуждение, что к препаратам подобного рода быстро возникает привыкание, что дозы придется увеличивать и т. д. Так было в эпоху широкого применения для лечения астмы системных гормонов (таблетки, уколы), которые назначались на длительный срок. ИГКС используются местно, при вдыхании попадают непосредственно в бронхи, оказывая противовоспалительный эффект именно в «зоне поражения». За счет этого дозы, которые получает больной, в десятки раз ниже, чем, например, при лечении системными гормонами.
«АиФ. Здоровье»: – Порой астматики «со стажем» начинают заниматься самолечением, переходят только на бронхорасширяющие препараты. Чем это чревато?
– Бронхорасширяющие препараты способны устранить только симптомы, но не воздействуют на причину болезни – воспаление в бронхах. Они создают видимость благополучия, а воспалительный процесс развивается и вызывает столь глубокие изменения, что они могут стать необратимыми. Это прямой путь к тяжелому течению болезни, к госпитализации и даже к фатальному финалу. Еще одно опасное последствие самолечения связано с тем, что бронхорасширяющие препараты относятся к классу адреноагонистов, которые при передозировке вызывают большое количество побочных явлений, особенно со стороны сердца.
«АиФ. Здоровье»: – Человеку, страдающему астмой, так же, как и диабетику, надо жить, управляя своей болезнью. В стране создана сеть «школ диабета». А как насчет астмы?
– У нас существуют и «Астма-школы», хотя и не повсеместно. Их адреса можно получить у врачей-пульмонологов. Для работы с пациентами, страдающими бронхолегочными заболеваниями, создана некоммерческая организация «Легочный альянс», главная цель которой – повышение качества жизни пациентов. Мы проводим городские «Астма-дни», выпускаем информационные материалы для пациентов и врачей. Одна из последних инициатив «Легочного альянса» – программа «Свободное дыхание», в рамках которой создан новый информативный сайт, где представлены тесты, помогающие людям распознать у себя симптомы астмы, даются рекомендации пациентам относительно образа жизни, сейчас разрабатывается и обучающая интерактивная компьютерная программа.