Эту потребность заложила в них природа. И не надо думать, что если ребенок много бегает и прыгает, то у него не останется сил на учебу.
Исследования показывают, что в 6–9 лет малоподвижные дети хуже усваивают школьный материал, быстрее устают от письменных заданий.
Кроме того, во время сидения за партой ребенок часто сутулится, перекашивается, у него затекают шея, плечи и спина. Физические упражнения помогут скорректировать последствия долгой неподвижности, прежде чем они превратятся в остеохондроз, варикоз и искривления позвоночника.
Что выбрать?
К сожалению, школьной физкультуры – жалких двух часов в неделю – явно недостаточно. Поэтому, если ваш ребенок не занимается в спортивной секции, приучите его делать упражнения дома. Особенно это важно в дождь и слякоть, когда на улице не очень-то побегаешь-поиграешь. В детстве не нужны серьезные упражнения на силу, выносливость или координацию. Мышцы все равно не начнут заметно расти до полового созревания, а выносливость и сила будут постепенно улучшаться от любых движений. Гораздо важнее решить бытовые задачи: дать возможность подвигаться, выплеснуть энергию и получить удовольствие. Поэтому упражнения желательно выбирать простые, азартные. Не заставляйте ребенка делать одно и то же долго – он в школе от этого устал. Пусть сделает упражнение 5–8 раз и переходит к следующему. Если есть время и желание, можно повторить весь комплекс.
Лучше всего тратить на упражнения по 10–20 минут утром (в качестве зарядки) и столько же днем после школы. Если это неудобно, выберите любое подходящее время. Главное, помните: ведите себя так, будто это для ребенка не работа, а игра!
Лошадка
Поставить ноги на ширину плеч, прямые руки вытянуть вперед. Поднять правую ногу, сгибая ее в колене и оттягивая носок вниз. Обе руки одновременно отводить назад.
Вернуться в исходное положение и проделать то же самое для левой ноги.
Лови мяч!
Взять большой мяч или резиновую игрушку. Встать прямо, вытянуть руки перед собой. Выпустить мяч, быстро нагнуться и поймать на уровне колен или чуть ниже. Если не получается, возьмите что-нибудь более планирующее при падении – ленту, полотенце, воздушный шарик.
Журавлик
Встать прямо, ноги шире плеч, руки поднять на уровень плеч и вытянуть в стороны. Наклониться, опуская руки, и постараться коснуться руками правой ноги как можно ниже, поворачивая корпус. Выпрямиться и опять развести руки в стороны. Наклониться точно так же к левой ноге.
Пистолетик
Одну ногу вытянуть вперед, на другой приседать, держась руками за родительские руки или стену. Низко не опускаться, достаточно опускать таз на уровень стула, если не получается – то выше. Не забыть повторить столько же раз на другой ноге.
Ножницы
Встать спиной к стене, касаясь ее головой, телом и ногами. Ноги на ширине плеч. Прямые руки развести в стороны на уровне груди и прижать ладони к стене. Скрестить прямые руки перед грудью и вернуть в исходное положение.
Маятник
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены вдоль туловища и прижаты к бедрам. Во время всего упражнения руки от ног не отрывать. Поднять правую ногу вправо как можно выше, отклоняя корпус влево. Затем опустить ее в исходное положение, возвращая корпус. Как только правая нога встанет на место, продолжить ее движение левой ногой, поднимая ее влево и отклоняя корпус вправо. Чем быстрее будут двигаться ноги и чем меньше будет пауза между сменой ног, тем красивее это будет выглядеть.
Неваляшка
Сесть на коврик, согнув ноги. В руки взять шарф, ленту или свернутое в валик тонкое полотенце длиной 60–80 см. Поднимая согнутые ноги и отклоняясь назад, перенести шарф через ноги под колени, затем обратно. Назад можно откидываться как угодно глубоко, единственное условие – вставать без помощи рук.
Отжимания
Знакомые всем отжимания от пола хороши как для мальчиков, так и для девочек, так как во время этого упражнения укрепляются практически все мышцы тела. Для начала ребенок может отжиматься от стула или с колен, но на самом деле дети учатся отжиматься быстрее и легче взрослых. Пусть ваш ребенок отжимается, по-разному ставя ладони: близко, широко, пальцами внутрь, сжав ладони в кулаки.
Жонглер
Взять вязаную шапочку. Маршировать на месте, при этом на каждом шаге то подбрасывать шапку, то ловить ее двумя руками.
Следы на стене
Сесть лицом к стене как можно ближе, ноги согнуть и поставить снизу на стену. Руками опереться сзади и откинуться на них. Переставлять ноги по стене, выпрямляя их как можно выше, затем так же шагами вернуться в исходное положение.