Примерное время чтения: 5 минут
4125

Что такое «промышленная еда» и как спастись от нее?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Тропинкой на рассвете, чтоб Центробанк не заметил, уходит капитал из России 01/08/2012

Придумываем ей всякие оправдания. Например, любой прогресс, в том числе и в пищепроме, не остановить. Есть оптимисты, уверенные в том, что такая еда - признак повышения уровня жизни. Раньше, на рубеже 1990-х, она стоила дорого, а теперь они могут всё это себе запросто позволить - жизнь удалась!

                                                               
Интернет опрос
Устраивает ли вас качество продуктов?

■  Категорически нет - 35% (363 голоса)

■ Более-менее нормально - 28% (288 голосов)

■  Цены не устраивают - 25% (261 голос)

■  Не думаю об этом - 6% (63 голоса)

■  Да - 5% (51 голос)

Всего голосов: 1572

«Большая еда»

Но ни прогрессом, ни высоким уровнем жизни такая еда не пахнет. Так считают известные учёные из Кембриджского и Нью-Йоркского университетов Дэвид Стаклер и Мэрион Нестле, возглавившие новый крестовый поход против «Большой еды» - так называется серия программных статей в независимом и очень влиятельном журнале PLoS Medicine («Публичная научная библиотека по медицине»).

Они изучили, где в мире потребление «нездоровых продуктов» (это официальное определение) растёт наиболее быстро и что влияет на масштабы этого роста. Естественно, в их поле зрения попала и Россия.

Ведь «нездоровых продуктов» у нас гораздо больше здоровых - полезных и натуральных. Посмотрите, что везде продают. В гипер- и в мини-маркетах полки заставлены красивыми баночками, коробочками, бутылочками и прочими фирменными упаковками, которые стоят, не портясь месяцами. Всё это и есть «нездоровые продукты» - они изготовлены промышленным способом из переработанного пищевого сырья, в них мало белков, витаминов и других полезных веществ, но много калорий, вредных жиров, сахара, соли, химических пищевых добавок.

По сути, непереработанные продукты можно найти лишь в мясном и овощном отделах, частично - в хлебном и молочном, в бакалее. В таком засилье неполезных продуктов, сконструированных на пищевых производствах, учёные из Англии и США открыто винят транснациональные корпорации. В последние годы они начали активно работать в странах со средними и низкими доходами населения и научились делать свою продукцию доступной даже для бедных.

Как это им удалось? Ведь ранее такие продукты были далеко не самыми дешёвыми.

«Неполезные продукты очень выгодны из-за своих низких производственных издержек, долгого срока годности и высокой прибыли при продажах», - пишет Дэвид Стаклер с коллегами в одной из главных статей, входящих в серию «Большая еда». И название у неё говорящее: «Производство эпидемий: роль глобальных компаний в увеличении потребления вредных продуктов, включая переработанные продукты, алкоголь и табак».

Учёные подчёркивают: производители «нездоровой еды» в своих методах работы близки к табачной и алкогольной промышленности. Только они более циничны: если курят и пьют по желанию (и преимущественно уже в сознательном возрасте), то кушать должны все - и с самых пелёнок. И война против них должна вестись так же, как сейчас мир борется с табачной промышленностью. Учёные предлагают несколько способов притормозить рост потребления «нездоровых продуктов», чтобы предупредить проблемы со здоровьем, которые неизбежно возникнут там, где они становятся популяр­ными.

 

 

За что боролись...

При знакомстве с материалами становится ясно, что ситуация в России очень тяжёлая. С точки зрения продуктовой безопасности Россия практически беззащитна, мы, по сути, лишены суверенитета (см. рисунок). Из десяти компаний - лидеров по снабжению России едой семь - крупные международные корпорации, а три отечественные компании занимают лишь 4-е и два последних места. Среди фирм, входящих во второй и третий десяток, ситуация мало чем отличается. Такой степени владения национальным рынком нет ни в не слишком развитых Мексике, Бразилии, Индии, ЮАР, ни тем более в Китае. Из всего этого следуют два вывода.

Первый: мы обречены «жрать» то, что нам преподносят на блюдечке эти производители (другой еды в продаже очень мало). И второй: через несколько лет мы столкнёмся с эпидемией так называемых «незаразных болезней» - ожирения, диабета, инфарктов, инсультов и прочих заболеваний сердца и сосудов, злокачественных опухолей. Для развития таких недугов нужно время.

В чём же главный секрет успеха производителей «большой еды»? Стаклер и коллеги его не скрывают: «Неолиберальная политика, включающая открытые рынки и свободные иностранные инвестиции, создаёт среду, которая способствует широкому распространению и распределению нездоровых продуктов транснациональными компаниями». Странно слышать эти слова из уст англо-американских учёных. Ведь их земляки 20 лет упорно внушали нам обратное. Ещё более странно звучат для нас рекомендации по защите рынка продуктов.

По мнению экспертов «Большой еды», самые эффективные и незатратные способы борьбы с нездоровыми продуктами - ограничение импорта, введение квот, лицензирование. Только так можно сделать производ­ство и продажу полезных продуктов более выгодными, чем бизнес на «большой еде».

Инфографика Яны Лайковой

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Поиск рецептов
Уровень сложности

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах