Первые впечатления
Пришедшего в московский офис компании Яндекс встречают лошади. Они одеты в гламурные штаны с жилетками и выглядят сытыми. Их предназначение – вызывать несанкционированные улыбки. Лошади с задачей справляются на раз.
Пройдя через вращающиеся двери, попадаешь в особое пространство – территорию Яндекса. По ней передвигаются уверенные личности, слышен смех и непонятные слова из лексикона яйцеголовых. Все личности также выглядят сытыми. И вот еще – запах! На кофе-пойнтах Яндекса пахнет чудесной смесью хорошего кофе, и свежего сельдерея. А в курилках – вишневым трубочным табаком. Первые полчаса я с удовольствием принюхивалась, потом привыкла. Сотрудники ведут себя так, словно родились и возросли в этом аромате.
Чем же кормит своих замечательных сотрудников легендарная компания Яндекс?
Признаюсь, был у меня в этом деле собственный интерес. Мой сын год с лишним – яндексоид. И столько же – вегетарианец. Казалось бы, в России вегетарианцы должны вести себя смирно, ходить полуголодными и харчами, простите, не перебирать. Как бы не так! С момента прихода в Яндекс, мой сын стал стремительно портиться – печенья ему теперь лучше не предлагать («У нас сто-о-о-лько печеньков!»), салат нужно измысливать необыкновенный (следует рассказ, как ему предлагают на выбор уйму блюд), чай возможен только определенной марки («Я попробовал у нас в кофе-пойнте, мне понравился»)… и.т.п. В общем, нужно было своими глазами посмотреть на то, какими методами компания балует своих сотрудников. А то взяли моду!
Система вкусных стандартов в цифрах
Сегодня в московском офисе компании Яндекс работает более 2000 человек.
Каждый день в офисах Яндекса по всему миру проходит более 250 встреч сотрудников между собой и с гостями. 150 из них проходят в Москве.
Сотрудники Яндекса в Москве ежедневно принимают 35–40 гостей. На встречах пьют кофе, чай, шоколад, соки. Едят бутерброды, пирожные, печенья и прочее.
В офисе есть 26 кофе-пойнтов, которые обслуживаются хозяюшками. В кофе-пойнтах можно выпить кофе, чай, , молоко. Съесть фрукты, овощи, печенья, сухари и сухофрукты. Практически круглосуточно.
Каждый день сотрудники Яндекса съедают более 1 тонны фруктов и овощей. Это 250 тонн в год (из них 6 тонн – лимоны). Печенья и сладостей съедается 43 тонны в год.
Кофе-машины в офисах Яндекса мелят 6,5 тонн зерен в год, а в кружках сотрудниках тонут 1,5 млн чайных пакетиков. За год выпивается 305 тыс. литров воды и 42 тыс литров молока.
Компания компенсирует сотруднику расходы на питание – достаточно, чтобы каждый день можно было сытно пообедать.
Питаться можно в столовой компании, или в ресторанах-партнерах:японская кухня, китайская кухня, итальянская кухня - по соседству.
Хозяюшки начинают и выигрывают!
Проект «Хозяюшки» начался раньше, чем, собственно, начался Яндекс. Мне невероятно повезло – я познакомилась и выслушала рассказ о рождении кухни Яндекса, что называется, от первого лица.
Именно Светлана Микаэлян пришла в 90-е работать в компанию – нет, не Яндекс, такой тогда не было. Была компания CompTek, которая занималась беспроводными сетями.
Тогда работников было немного – всего 25 человек. И вот же удивительное дело – Сегалович и Волож уже тогда задались вопросом – что едят сотрудники, пока сутками напролет работают на свою компанию. Ах, ничего? Голодные сидят или сомнительную шаурму потребляют? Непорядок. Яндекс должен быть вторым домом – такая была (и осталась) генеральная установка руководителей.
Тогда Светлана Микаэлян круто поменяла свою жизнь и завела проект «Хозяюшки». Была научным сотрудником ВИНИТИ, стала –руководителем отдела обеспечения и управления Яндекса. Как она говорит: «Чем обеспечиваем, тем и управляем».
«Наши хозяюшки могли все – и бутербродов наделать, и джинсы зашить, и выслушать историю несчастной любви» - вспоминает Светлана, - «Принимая на работу, я всегда ставила условие: любите наших ребят! Они чудесные, они гениальные, они трудоголики! И они должны быть накормлены и обогреты вашим теплом».
Сначала, как водится (и как до сих пор в абсолютном большинстве офисов происходит), были бесплатный кофе «Нескафе» и чай «Липтон». Чайники, само собой.
Потом компания стала расти, уже в новом офисе на Вавилова сидело более 70 человек. Столовых тогда было мало, да и еда в них была малоаппетитная. Хозяюшки придумали, как кормить народ на месте работы. Нашли поставщиков булочек. Потом стали делать бутерброды, сэндвичи со всем, на что только может хватить фантазии. Воду сначала из крана пили, потом – из кулера. Кофе появился в зернах, чай – зеленый.
А народу в Яндексе, меж тем, прибавляется – уже порядка 300 человек. Переселились в офис на Самокатной. А там столовых в округе нет вообще. Бутербродами целый день не обойдешься. Что делать? Выход – привозные обеды. Выбрали помещение под импровизированную столовую, выбрали компанию- поставщика,.
Уже тогда при подборе ассортимента хозяюшки прислушивались к пожеланиям – были и постные, и диетические блюда В количестве еды народ не ограничивали. Обеды в ланч-боксах тоже попали в ведение хозяюшек.
Потом стали выбирать компании по принципу разнообразия и качества блюд. Уже 3 компании обеспечивали едой яндексоидов. Плюс выпечка, фрукты, бутерброды, соки и чай-кофе. К офису на Самокатной добавился офис на Таганке. Там с соседними кафе и ресторанами было проще.
И, конечно, компания дала сотрудникам возможность выбора: хочешь – ешь комплексные обеды из ланч-бокса, а хочешь – отобедай в соседнем кафе. Сотрудникам каждый день выдавали специальные талоны, которыми можно было за такой обед расплатиться.
Сейчас в каждом кофе-пойнте работают хозяюшки. Они готовят подносы с фруктами, овощами, выпечкой, сухофруктами. Они же следят, чтобы встречи проходили в сопровождении угощения. Они, как хорошие хозяйки в своём доме, поддерживают порядок на своем этаже и вовремя заказывают все необходимое – от салфеток, до мелкого ремонта.
Яндексоидам остается только вовремя принести использованные чашки от компьютера обратно в кофе-пойнт. Да и то ленятся.
Проект «Столовая»
Со Светланами в Яндексе хорошо. Или это имя притягательно для темы еды? Во всяком случае, руководителя проекта «Столовая» тоже зовут Светлана. Светлана Федотова. «Моя задача – сделать так, чтобы в столовой наши ребята могли и вкусно поесть – позавтракать, обедать, ужинать, и комфортно общаться. Мы стараемся сделать всё, чтобы столовая была органичным продолжением нашего офиса, уютного, как дом» - говорит Светлана.
В Яндексе всегда кормили вкусно и разнообразно. И сейчас в компании – очень хорошая столовая, только более модернизированная. Это её главное и основное отличие от предыдущей. Столовая по своему дизайну является продолжениемЯндекс-дома.
Директор столовой и шеф-повар всегда выслушивают замечания и пожелания от сотрудников Яндекса и стараются максимально быстро их реализовать. Конечно. Это ведь – Яндекс, напоминаю – второй дом. Яндексоиды всегда имеют обратную связь по всем важным вопросам с руководством и между собой.
Согласовали дизайн столовой. Определили основные направления питания с учетом разных групп – вегетарианцев, поклонников здорового питания, спортсменов и прочих. Приняли участие в выборе шеф-повара, как главной движущей силы кухни. За месяц перестроили все и … вот мы здесь.
Признаюсь честно – мы с Андреем Старковым, нашим оператором, пообедали в столовой Яндекса, и даже денег с нас не взяли. Хотя средний чек тут небольшой – до 250 рублей. А качество и выбор блюд – отличный, сами видите. Мое личное впечатление – еда замечательная!
«У нас есть люди, которым нравится итальянская кухня, китайская, японская – рассказывает Светлана Федотова, - Для них есть блюда в меню столовой, и есть возможность обедать в ресторанах-партнерах Яндекса».
Шеф-повар столовой Виктор Журавлев – человек, увлеченный своей профессией, это видно. Одно из последних по времени его предложений - дни национальной кухни. В такой день шеф-повар готовит особенное меню. Вот была презентация украинской и мексиканской кухни. Теперь готовится показ и дегустация блюд кухни Швеции.
Завершающий аккорд
Вернувшись с интервью, я сделала запись в Facebook: «Была сегодня в Яндексе... осталась влюблена в шеф-повара, в столовую, в хозяюшек и в лошадей в гламурном прикиде)))». На что мой руководитель, возвращая с небес на землю, не замедлила ответить: «Света, возвращайтесь, нам нужно построить свое царство!». И с этим сложно не согласиться – ведь очень хочется, чтобы такой порядок, как в Яндексе был в большинстве компаний, разве нет?