Разве нам выгодно помогать Ирану?
Зачем помогаем Ирану избавиться от санкций, если это может обвалить цены на нефть и нам крайне невыгодно? Ради «мира во всём мире» действуем в ущерб собственной экономике?
Отвечает Сергей Лавров, министр иностранных дел России:
— Регион Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки переживает сейчас период серьёзных потрясений, связанных в том числе с активизацией сил экстремизма и терроризма, с усилением межэтнических, межконфессиональных противоречий. Пожаром охвачены Сирия, Ирак, Йемен, Ливия, неспокойно во многих других странах. Дальнейшая деградация обстановки там могла бы оказать серьёзное негативное воздействие на международную стабильность, ударить по интересам многих государств, включая Россию, южные рубежи которой находятся совсем недалеко.
Россия предпринимает последовательные шаги по политическому урегулированию конфликтных ситуаций и разрешению многочисленных проблем региона, содействует успеху соответствующих многосторонних усилий. В частности, российская дипломатия внесла весомый вклад в достижение в Лозанне рамочной договорённости по урегулированию вопросов, связанных с иранской ядерной программой. Считаем, что дальнейшее продвижение в этом направлении, скорейшее снятие санкций с Ирана — как ограничений, введённых Советом Безопасности ООН, так и всех односторонних рестрикций (запретов. — Ред.) — в полной мере отвечает нашим национальным интересам.
Иран — давний партнёр РФ, в основе наших отношений — традиции дружбы и добрососедства. Убеждены, что снижение напряжённости вокруг Ирана пойдёт на пользу двусторонним торгово-экономическим связям и, соответственно, принесёт ощутимую выгоду России.
Исходим также из того, что полноценное участие Тегерана в региональных делах будет служить задачам обеспечения безопасности в зоне Персидского залива и прилегающих районах. Стабилизация обширного региона Ближнего Востока и севера Африки вернёт расположенные там государства к нормальной жизни, устранит препятствия на пути их возвращения к полноценным внешнеэкономическим обменам, что отвечает интересам расширения нашего взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с ними, наращивания присутствия российских компаний на этих весьма и весьма перспективных рынках.
В целом же являемся принципиальными противниками использования в международных отношениях методов давления и ограничения законных прав государств в корыстных, эгоистических целях. Это близорукая политика, которая, как правило, бумерангом бьёт по её авторам. Убеждены, что реалиям современного взаимозависимого мира отвечают поиск разумного баланса интересов и солидарные действия по решению общих проблем. Считаем, что такой подход должен применяться и в энергетической сфере. В нынешних условиях востребовано объединение усилий производителей и потребителей энергоносителей с целью сглаживания чрезмерной волатильности цен и обеспечения нормального функционирования рынков. И последнее. Напомню, что никаких запретов по линии СБ ООН в отношении экспорта иранских нефти и газа не существует. Тегеран и сейчас продаёт углеводороды государствам, которые не боятся нелегитимных западных рестрикций, а также тем, кто смог «полюбовно» договориться с Вашингтоном.