Международный театральный фестиваль моноспектаклей проводится в Москве уже в шестой раз. В предыдущие годы на его сцене выступали такие артисты, как Константин Райкин, Евгений Гришковец, Даниэле Финци Паска, Дэни Лаван, Фабрицио Джифуни, Теодорос Терзопулос, Соня Бергамаско… Вот и в этом году состав участников получился не менее ярким. А еще – экспериментаторским и очень «разномастным».
Итальянский «беспредел»
Открыл фестиваль 1 октября моноспектакль «7-14-21-28» эксцентрика Антонио Реццы – того самого, которого считают одним из наиболее ярких и безумных актеров Италии. Сценарий писали вдвоем – сам Рецца и его верная «боевая подруга» Флавия Мастрелла, художница, скульптор и создатель декораций. Как парочка позже призналась, предлагая идеи, они шокировали друг друга – в результате вместо привычных сюжетных линий получилась «нарезка проблем».
Играет Рецца, как истинный итальянец – эмоционально, почти неистово, и первые робкие аплодисметы в зале послышались еще до того, как он успел хоть что-то сказать. За вечер актер успел примерить несколько ролей: сумасшедшего, которому «не нужны друзья, а нужны санитары»; заводского работягу, изводимого просьбами своего же ребенка купить машинку или шоколадку; марионетку-Отелло, почему-то вернувшегося из Крестового похода и даже хромого принца, который переставал хромать, лишь когда преследовал горного козла (странное хобби было семейным – жена и сын героя тоже этим «страдали»). Кстати, и козел, и принц предстали абсолютно обнаженными – под громкий смех и аплодисменты они несколько минут молча бегали по сцене друг за другом. «В такие моменты слова излишни», запыхавшись, сказал комик.
«Еще не все мозги из страны вытекли»
Но настоящий восторг вызвали женские образы Реццы.
В одном из них престарелая «бесстыдница» по очереди вспоминает о всех своих пяти мужьях, «умерших, как один»: на момент смерти им было 24, 26, 34, 35 и 36 лет. В который раз перечисляя эти цифры, Рецца запнулся и замолчал.
— 24! — подсказала одна из зрительниц на итальянском.
— Это же надо так быстро считать! Наверное, у вас высшее образование? Значит, еще не все мозги из страны вытекли, — иронизировал в ответ актер.
А когда через несколько минут второй зритель принял молчание Реццы за забывчивость и напомнил другое число, тот парировал: «Я помню. Лучше на себя смотрите, а то сами за собой уследить не можете!».
Чего еще ждать
Программа фестиваля обещает быть насыщенной и разнообразной: от 15-минутного спектакля Ирины Теплуховой «Чайка. Легенда о мертвой душе» до двухчасового представления «Одинокие» Важди Муавада на французском. Кстати, эту постановку Муавад, в недавнем прошлом приглашенный художественный руководитель Авиньонского фестиваля, привезет в Москву впервые. Особым событием станет и приезд легендарного американца Роберта Уилсона – ему со своей «Последней лентой Крэппа» предстоит выступить на сцене даже дважды. А Словацкий национальный театр вообще приготовил спектакль по Яну Голлы – писателю и католическому священнику.
Выступления Международного фестиваля моноспектаклей займут сразу две площадки: половина пройдет в Большом зале Театрального центра на Страстном, половину покажут в Боярских палатах Союза театральных деятелей. Представления на иностранных языках дополнят субтитрами или переводом, а после выступления актеры смогут пообщаться со зрителями и ответить на все вопросы. Антонио Рецца и Флавия Мастрелла, например, беседовали с гостями минут 40 – маленький сын Антонио с такими же кудряшками, как у папы, даже заскучал и ушел от поклонников – играть с машинкой.
Россию на фестивале в этом году представляет знаменитый актер, рок-музыкант и поэт Петр Мамонов – он продемонстрирует музыкальный спектакль «Дед Петр и зайцы», часть которого основана на треках из его же сольного альбома «Сказки братьев Гримм». В новом сезоне «Деда Петра» покажут всего лишь один раз, и тот – эксклюзивно, в рамках «Solo».