2 января 1921 года родилась актриса Евгения Ханаева, известная по фильмам «Розыгрыш», «По семейным обстоятельствам», «Москва слезам не верит» и многим другим.
***
Красавицей её назвать было никак нельзя. Миловидная? Тоже нет. «Героини вам не светят», — твердили Евгении Ханаевой все как один педагоги театрального института. А она не переживала. Знала, что и для неё Мельпомена найдёт своё место. Так какой же она была?
Доброй, весёлой, хохотушкой-веселушкой с невероятным чувством юмора — такой вспоминали Женю её друзья и влюблённые в неё мужчины. А их, несмотря на нестандартную внешность актрисы, было немало.
Женечка Ханаева в СССР считалась золотой молодёжью. Отец — ведущий солист Большого театра Никандр Ханаев, которого отмечал сам Сталин, с детства водил дочь на свои спектакли, знакомил с известнейшими артистами, теми, кого простые смертные могли видеть только на экранах.
Удивительно, но в такой творческой семье родители были совершенно против Жениной мечты об актёрстве. И она, чтобы порадовать папу, даже поступила на юридический факультет МГУ. Но в то же самое время отнесла свои документы и в Щепку. Через несколько дней Никандр Сергеевич был в курсе хитрого поступка своей дочери — рассказали коллеги, но препятствовать не стал. А Женя, чтобы не огорчать родителей, училась сразу в двух учебных заведениях — в МГУ и в Щепкинском. В 1943-м она перешла в школу-студию МХАТ, чтобы потом попасть в театр, о котором мечтала последние несколько лет. В школе-студии Женечка была востребована, но после окончания учёбы, уже будучи актрисой МХАТа, годами не получала хороших ролей. Только когда в академический театр пришёл Олег Ефремов, Ханаеву вдруг заметили. Тогда она всё-таки стала героиней, характерной, комедийной, а иногда даже и романтичной.
А романтики Евгении Ханаевой было не занимать. Она была очень влюбчивой. Первые отношения сложились ещё во время учёбы. Костя Градополов был завидной партией — сын известного спортсмена и артиста. Папа Женечки был доволен. Но внезапно дочь оборвала все связи с Константином. Говорят, приревновала. Уж слишком хорош был молодой человек.
Но Ханаева была одна недолго. Вскоре она стала симпатизировать сыну главного бухгалтера МХАТа Анатолию Успенскому. Для этого молодой человек приложил немало усилий — каждый день оставлял на вахте для любимой огромный букет цветов, покупал дорогие французские духи. Чтобы заработать на подарки для Женечки, Анатолий подрабатывал в котельной. В конце концов Женя снизошла. Когда стало понятно, что отношения серьёзные, Женя решила познакомить нового возлюбленного со своим папой. Реакция была незамедлительной. Отец бушевал. «Да кто он такой?! Он не подходит нашей дочери!»
Родители Анатолия, зная о таком пренебрежении к их сыну в семье Женечки, сами противились их отношениям. Папа Анатолия даже посетил великого артиста и заявил, что их Женя сама не пара Толе, ведь он, довольно привлекательный молодой человек, мог бы найти кого-то и покрасивее. Но всё было напрасно — Женя уже ждала ребёнка. Пришлось смириться. Но несмотря на то, что родители отступили, несмотря на появление сына Володи, брак распался, когда Женя снова влюбилась. На этот раз её выбор пал на Льва Иванова, актёра, партнёра по сцене. Проблема была в том, что и Евгения, и Лев были несвободны. Только вот Ханаева была готова уйти из семьи ради любви, а Лев — нет. Но страсть брала своё, Евгения сделала свой выбор, ушла от мужа, оставив на него маленького сына. Как показала жизнь, этот выбор был ошибкой. Женатый возлюбленный бросил, а сын не простил — отказался от общения с матерью на долгие годы.Оставшись совсем одна, Евгения с головой окунулась в свою профессию и свои увлечения. Благо они отвечали ей взаимностью. В театре и в кино в то время актриса была нарасхват. В 1972 году зрители впервые увидели её на экранах в картине Ильи Авербаха «Монолог», затем были драмы «Странные взрослые», «И другие официальные лица». Но всё-таки Евгению Ханаеву запомнили по фильму Владимира Меньшова «Розыгрыш», где она сыграла учительницу Марию Васильевну Девятову. Да так сыграла, что после премьеры в своём почтовом ящике актриса постоянно находила письма от родителей, которые просили совета по поводу воспитания их чад.
Все заработанные от спектаклей и съёмок деньги Евгения Ханаева вкладывала в искусство — покупала антиквариат, картины известных художников. На стенах её одинокой квартиры висели работы Жуковского, Шишкина, Поленова. По вечерам после репетиций она вязала, шила новые наряды. В выходные ездила на дачу, сажала зелень, цветы.
Однажды, возвращаясь домой на машине, Евгения не справилась с управлением — на дорогу выбежал зайчонок, она попыталась притормозить, но машину занесло. Вроде осталась цела, но почему-то после этой аварии всё чаще стала болеть голова. Ханаева, решив, что это мигрень, отправилась к врачу за рецептом на лекарство от головной боли. В тот день врач выписал ей не один и не два рецепта. У Евгении Ханаевой диагностировали опухоль мозга — во время аварии у неё был повреждён позвонок. Его вправили, но он не встал на место. От этого единственного «неправильного» позвонка и разрослась опухоль. Боль в голове с каждым днём становилась всё сильнее. Хирурги склоняли актрису к операции, правда, прогноз на выживаемость давали 50 на 50. Актриса согласилась, терпеть днём и ночью разрывающую боль больше не было сил. Она попросила дать ей время перед операцией. Его она использовала на один-единственный звонок. Евгения Ханаева позвонила сыну. Он не бросил трубку, поговорил с матерью, приехал повидаться.
Опухоль актрисе удалили. В коридоре больницы её ждал единственный сын. Но быть рядом с матерью ему оставалось всего 10 дней — Евгения Ханаева умерла в больнице, так и не придя в сознание после операции.