2 июля 1947 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Весна» режиссёра Григория Александрова с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях. Первый вариант сценария, по рассказам самого Александрова, был готов 20 июня 1941 года — за два дня до начала войны — и за 6 лет, которые прошли с того момента до премьеры картины, претерпел немало изменений. Касались они, например, области деятельности Ирины Никитиной — одной из двух героинь, сыгранных в фильме Орловой. Изначально она занималась условными рефлексами в институте физиологии, позднее превратилась в физика и специалиста по взрывчатым веществам, а в итоге стала добывать энергию Солнца. Всего на бумаге Никитина сменила профессию восемь раз.
По сюжету, другая героиня, также сыгранная Любовью Орловой, — артистка оперетты Вера Шатрова — готовится к первой кинороли. В биографическом фильме ей придётся сыграть роль Никитиной — всё потому, что две девушки похожи друг на друга как две капли воды. Естественно, не удается избежать путаницы: героини то и дело попадают в комичные ситуации, но в конце-концов каждая находит свою любовь. Сами персонажи называют случившееся с ними историей о пробуждении весны в душе человека. Даже суровый режиссёр Громов в исполнении Черкасова признаёт в какой-то момент, что изначальная идея его фильма о Никитиной — поверхностна и лишена жизни, а на актёров, как и на людей в целом, нельзя смотреть свысока. Те же изменения происходят и с надменной Ириной Никитиной, которую увлекает общее настроение.
Снимали фильм в то время, когда страна ещё не оправилась от последствий войны: в Москве чернели обгоревшие здания, разрушенные вокзалы, ещё не отменена была карточная система. Даже сами съёмки «Весны» пришлось проводить в павильонах киностудии в Праге, так как «Мосфильм» ещё не был восстановлен к тому моменту. И мир, который удалось создать Александрову в «Весне», не лишён этих примет времени, как и деталей, которые указывают на то, что действие происходит в послевоенном Советском Союзе. Опыты Никитиной, к примеру, только с одной стороны можно считать фантастическими. С другой, работа с солнечной энергией — явный ответ на американские атомные испытания. Недаром звучит в фильме диалог:
— И так будет со всяким, кто вздумает шутить с ядерной энергией!
— Не с ядерной, с солнечной!
К слову о пародийности: Николай Черкасов, долго не соглашавшийся на роль в фильме и поддавшийся уговорам только самой Орловой, в итоге «списал» своего режиссёра Громова с коллеги Сергея Эйзенштейна.
Григорий Александров использовал голливудские кинематографические находки — в том числе и сюжетные, тем более что действие происходит на киностудии. Учёный Ирина Никитина совершает путешествие по сказочному и ненастоящему миру, «фабрике грёз», где всё возможно, где вечная весна. Камера снимает героев через полупрозрачные занавеси, они то и дело встречаются на фоне декораций — Александрову удалось снять фильм не только о кинематографическом процессе, но и о самой природе этого вида искусства.
За комедийную часть в этом мелодраматической истории отвечает в основном героиня Фаины Раневской, экономка Никитиной по имени Маргарита Львовна. Именно она произносит большинство фраз, ставших впоследствии крылатыми, например «Красота — это страшная сила!». Другую классическую реплику произносит в картине завхоз института Солнца Бубенцов (Ростислав Плятт): «Где бы ни работать, только бы не работать!» или «Пифагоровы штаны на все стороны равны».
В 1947 году «Весна», в заставке к которой, к слову, впервые появился логотип «Мосфильма» со скульптурой «Рабочий и колхозница», участвовала в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля — картина была удостоена Международной премии за оригинальный сюжет и режиссуру.