150 лет назад родилась Этель Лилиан Войнич — известная ирландская и английская писательница, которая горячо любила Россию, состояла в «Обществе друзей русской свободы» и два года проработала гувернанткой и преподавательницей музыки и английского языка у членов старинного дворянского рода Веневитиновых в Воронежской губернии.
Всемирную известность и ошеломительный успех в Советском Союзе Войнич принесла публикация романа «Овод». Книга рассказывает о жизни молодого революционера, из-за которого был арестован его близкий соратник. Мучаясь чувством вины, Овод инсценирует собственную смерть и возвращается на родину лишь спустя 13 лет — с измененной внешностью и ещё большей решимостью бороться за свободу.
Несмотря на англо-итальянское «происхождение» героя, читатели увидели в Оводе русские черты. По словам автора романа, реальных прототипов у персонажей не было — хотя Джемму, возлюбленную революционера, она «срисовала» со своей подруги Шарлотты Уилсон — помощницы теоретика анархизма Петра Кропоткина.
Особенно высоко оценил книгу Никита Хрущёв — он распорядился выплатить писательнице гонорар в 15 000 американских долларов «за многочисленные издания в Советском Союзе её романа "Овод"».
В 150-й юбилей со дня рождения Этель Лилиан Войнич АиФ.ru публикует отрывок из прославившего её романа: фрагмент, в котором главный герой собирается на своё последнее дело — отвезти оружие товарищам-революционерам.
***
«Когда Джемма ушла, Мартини встал и принялся шагать по террасе, заложив руки за спину. Овод молча курил, смотрел, как за окном моросит дождь.
— Риварес! — сказал Мартини, остановившись прямо перед Оводом, но опустив глаза в землю. — Во что вы хотите втянуть её?
Овод вынул изо рта сигару и пустил облако дыма.
— Она сама за себя решила, — ответил он. — Её никто ни к чему не принуждал.
— Да, да, я знаю. Но скажите мне...
Он замолчал.
— Я скажу всё, что могу.
— Я мало что знаю насчет ваших дел в горах. Скажите мне только, будет ли ей угрожать серьёзная опасность?
— Вы хотите знать правду?
— Разумеется.
— Да, будет.
Мартини отвернулся и зашагал из угла в угол. Потом опять остановился:
— Еще один вопрос. Можете, конечно, не отвечать на него, но если захотите ответить, то отвечайте честно: вы любите её?
Овод не спеша стряхнул пепел и продолжал молча курить.
— Значит, вы не хотите ответить на мой вопрос?
— Нет, хочу, но я имею право знать, почему вы об этом спрашиваете?
— Господи боже мой! Да неужели вы сами не понимаете почему?
— А, вот что! — Овод отложил сигару в сторону и пристально посмотрел в глаза Мартини. — Да, — мягко сказал он, — я люблю её. Но не думайте, что я собираюсь объясняться ей в любви. Меня ждёт...
Последние слова он произнес чуть слышным шёпотом. Мартини подошел ближе:
— Что ждёт?..
— Смерть.
Овод смотрел прямо перед собой холодным, остановившимся взглядом, как будто был уже мёртв. И, когда он снова заговорил, голос его звучал безжизненно и ровно.
— Не тревожьте её раньше времени, — сказал он. — Нет ни тени надежды, что я останусь цел. Опасность грозит всем. Она знает это так же хорошо, как и я. Но контрабандисты сделают всё, чтобы уберечь её от ареста. Они — славный народ, хотя и грубоваты. А моя шея давно уже в петле, и, перейдя границу, я только затяну верёвку.
— Риварес! Что с вами? Я, конечно, понимаю, дело предстоит опасное — особенно для вас. Но вы так часто пересекали границу, и до сих пор всё сходило благополучно.
— Да, а на сей раз я попадусь.
— Но почему? Откуда вы это взяли?
Овод криво усмехнулся:
— Помните немецкую легенду о человеке, который умер, встретившись со своим двойником?.. Нет? Двойник явился ему ночью, в пустынном месте... Он стенал, ломал руки. Так вот, я тоже встретил своего двойника в прошлую поездку в Апеннины, и теперь, если я перейду границу, мне назад не вернуться».
Отрывок из романа «Овод» Этель Лилиан Войнич