Эти страсти кипели на встрече с ведущими деятелями культуры, которую в минувшую пятницу провёл министр культуры Владимир Мединский. Там действительно собрался весь цвет театра и музыки - Марк Захаров, Лев Додин, Владимир Урин, Константин Райкин, Юрий Башмет, Татьяна Доронина. Одним из самых острых вопросов стал принятый Госдумой в первом чтении закон о проведении раз в пять лет конкурсного отбора творческих работников (т. е. оценки их профпригодности).
Юрий Соломин эмоций не сдерживал: «Реформы у нас начинают чуть ли не каждый месяц. Но кто мне скажет, хоть одна из них удалась? Культура у нас как была всегда на последних строчках, так и остаётся. И теперь, когда всё перереформировали, взялись и за театры. Но к театру надо подступаться осторожно! Меня пугает эта тенденция - убирание (не говорю «уничтожение») театра из жизни общества. Не может быть такого! Театр возник, потому что возник человек!
Искусство, и театр в том числе, появилось в тот момент, когда человек осознал, что у него есть душа. Так не отнимайте у нас то, что делает человека человеком! Потому что это плохо закончится. Пожалуйста, создавайте новое, называйте, как хотите, - «центры», «творческие лаборатории». Но не уничтожайте созданное не вами. Потому что это последний рубеж, за которым - сползание в серость! Не менее опасны и эти конкурсы. Кто будет решать, нужен этот актёр данному театру или не нужен? Пришлый дядя? За качество спектаклей, за то, ходят ли в этот театр зрители, отвечает режиссёр. Вот с нами, худруками, и разделывайтесь. А актёров не трогайте! Мы же и так вынуждены постоянно обманывать - обходим этот пресловутый ЕГЭ, чтобы принимать в театральные вузы тех, кто по-настоящему талантлив. А талант выявить - тут ЕГЭ бессилен».
Не меньшие страсти вызвало и распоряжение, поступившее в Минкульт из администрации президента, - рассмотреть вопрос о создании в Санкт-Петербурге Национального центра академического театрального и хореографического искусства при Президенте РФ, в котором под эгидой Мариинского театра объединятся С.-Петербургская консерватория, Академия русского балета им. Вагановой и Российский институт истории искусств.
Ректор питерской консерватории Михаил Гантрварг заявил: «Идея объединения консерватории с Мариинским театром контрпродуктивна. Это разные направления: консерватория учит, воспитывает. Театр даёт возможность музыкантам реализовывать себя и развиваться дальше. Если проект будет реализован, мы потеряем старейшую консерваторию страны. За 150 лет она воспитала Чайковского, Прокофьева, Шостаковича. И Валерия Гергиева! И не нуждается в надзорных и координирующих органах».
А Эдгард Запашный, возглавляющий Московский цирк на пр-те Вернадского, предложил ввести контрактную систему для выпускников балетных и цирковых училищ, чтобы удержать их на родине: «Получается, государство готовит кадры для иностранцев. Человек отучился за госсчёт, поработал годик, опыта набрался и уехал в какой-нибудь Цирк дю Солей. Те получают подготовленного артиста, а мы остаёмся ни с чем».