Николай Губенко, актёр, режиссёр
В культуре измерить эффективность какими-то лекалами, приборами очень сложно. Возьмём вроде бы объективный показатель - посещаемость. Но сегодня, в век рекламы, многое здесь зависит от отношения средств массовой информации к тому или иному театру. Или тема спектакля - кто определит её пользу? Например, возможно ли измерить эффективность спектакля «Четыре тоста за Победу» в« Содружестве актёров Таганки»? Наш театр сегодня - единственный на территории бывшего Советского Союза, который говорит о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне. 22 июня мы играли этот спектакль... Зрители рыдали и пытались целовать мне руки в прямом смысле слова - за то, что они услышали и увидели со сцены...
Если речь идёт о музее или библиотеке, то эффективность определяется организаторскими способностями их работников. А в остальных сферах культуры, таких как балет, драма, исполнительское мастерство, - прежде всего талантом. Эффективность таланта измеряется «духовным адресом», по которому артист направляет своё творение публике. И не всегда у таланта будет массовый зритель и слушатель. Возьмём знаменитого пианиста Кисина. Если на его концерте в зале на полторы тысячи мест будет сидеть сто человек, он что, неэффективен? Но ведь Евгений - признанное мировое дарование. То же самое касается балета и оперы.
Кто-то ведь любит импрессионистов, а кто-то - авангардистов. Кто-то любит Кончаловского, а кто-то терпеть его не может... Россия до такой степени многообразна в своих пристрастиях в искусстве - исполнительском, композиторском, писательском, что мы просто не имеем права обделять кого-то из публики... Акцентировать внимание на одном виде искусства и делать его доминирующим, а все остальные отметать путём «измерения эффективности» нельзя. Это совершенно неправильный подход.
При общем сокращении бюджетного финансирования культуры измерение эффективности может стать чудеснейшим инструментом сведения счётов с теми, кто неугоден власти. С теми, кто не вписывается в идеологию вкуса того или иного руководителя в Министерстве культуры.
Давайте подумаем тогда, как измерять эффективность чиновников, которые помышляют об этом. И кто, что будет мерилом? Безвластный народ? Слушатель, зритель, котому не дают права голоса и выбора, что смотреть, слушать?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции