Итогом его реализации стала медленная смерть кошек, которые «случайно» остаются в замурованных подвалах и погибают от голода и жажды.
В пятницу звезды театра и кино собрались на круглый стол с участием председателя Мосгордумы Владимира Платонова, чтобы найти способ достучаться до городских властей. Сергей Юрский, Леонид Ярмольник, Андрей Макаревич, Евгений Миронов – из тех, кто давно и активно защищает бездомных животных. Юлия Рутберг, Вера Васильева, Римма Маркова – из сочувствующих. Все они подписали открытое письмо, обращенное к мэру столицы Сергею Собянину.
Наиболее пессимистично настроен Леонид Ярмольник.
- Я «завязал» с этой темой, это нерешаемо, - сообщил известный актер. - Я четыре года своей жизни потратил на начальника Департамента ЖКХ Андрея Цыбина и заммэра по ЖКХ Петра Бирюкова. Больше к ним не пойду. На бездомных животных выделяются огромные деньги, нас к ним не пускают. От властей я больше ничего добиваться не буду. Главное, что у меня получилось, - нам выделили землю под Солнечногорском. Там будет построен частный приют на деньги артистов, которые мы будем собирать. Когда его построят, я приглашу туда Путина и Собянина и спрошу у них, сколько таких приютов можно было бы построить на деньги, которые выделяются из бюджета на животных и разворовываются. Я отделяюсь от государства. Если я что-то сделаю, я сделаю это со своими друзьями.
Тем не менее, другие актеры, собравшиеся на встречу, пустили в ход весь свой сценический талант, чтобы привлечь внимание общественности к жизни и смертям бездомных животных. На фоне недавних массовых отравлений собак странно выглядит вступившее в силу решение Департамента ЖКХиБ о замуровывании московских подвалов. Оно было оправдано тем, что в подвалах живут кошки, а это в свою очередь приводит к нарушению санитарных норм в городе, «а также в целях антитеррористических мероприятий», как сказано в информационном письме Департамента. Предписание проверить, не осталось ли перед замуровыванием отверстий в подвалах живых существ, в одних случаях не выполняется, в других – выполнить его сложно или невозможно.
- По всем проектным и строительным нормам продухи в подвалах должны оставаться, - прокомментировала Елена Иванова, член экспертного совета при Мосгордуме по экологической политике. - Но время от времени вступают в силу устаревшие, на мой взгляд, нормы, которые в целях улучшения жизни запрещают животным находиться рядом с человеком. Эти нормы были утверждены Госстроем – организацией, которая уже не существует. Они не соответствуют сегодняшним условиям жизни. Не нам выносить приговор живым существам. ЖКХ предписывает подвалы замуровать, а кошек отловить и поместить в несуществующие приюты. Приютов нет в городе. Кошки сегодня обречены.
У нас подвалов не так много: те, что не используются, отданы мигрантам или завалены мусором. То есть их санитарное состояние должно улучшаться не за счет кошек. Поголовье же крыс растет. При достаточном финансировании – спасибо Думе, которая выделяет серьезный бюджет – эти деньги до животных не доходят.
Андрей Макаревич не стал акцентировать на морально-нравственной стороне вопроса.
- Есть люди непрошибаемые, с ними на эту тему разговаривать – лбом об стенку биться,
- заявил певец. - Но мы все время наступаем на одни и те же грабли. Однажды в Китае перебили воробьев, не подумав о том, что это приведет к экологической катастрофе. Именно так и случилось. Мы хотим ходить по колено в крысах? Ну, давайте уничтожим кошек.
- Я побывал в нескольких приютах, - поделился актер Сергей Юрский, - это страшное зрелище. Картины ада, жестокости отпечатываются в мозгу надолго. Жестокость растет в нашем обществе в геометрической прогрессии. Надо предпринимать шаги. Один из шагов – отношение к животным. Тюрьма и ад, болезненное уничтожение, методы фашизма – вот наши методы. Животные ведь тоже мстят! Они организовываются в террористические группы и мстят людям. Метод поглаживания – это идеализм. Меры могут оказаться очень жесткими. Но в пределах гуманности!
Поставленные в рамках круглого стола вопросы остались нерешенными. Как избавить Москву от толп агрессивных собак, от антисанитарии, при этом сохранив жизнь животным? Как сделать так, чтобы выделяемый на это бюджет не разворовывался? Как вести работу над приютами, чтобы там не работали люди с повышенной жестокостью в крови? Как уговорить людей стерилизовать собственных домашних животных?
Евгений Миронов пытался решить проблему конкретно, задавая Владимиру Платонову вопрос, что сейчас делать с умирающими в подвалах кошками. Платонов заявил, что ничего сделать не может, пока не будет принят федеральный закон о защите животных.
Единственное, что возможно, - это письмо, которое председатель Мосгордумы пообещал послать в Департамент ЖКХ с просьбой добавить к решению комментарий – о необходимости оставлять в подвальных помещениях хотя бы один продух для кошек.