Сценотерапия
«АиФ»: - Вы, Денис, на рекорд пошли - за год больше 160 концертов. В графике гастролей не только Запад, но и половина нашей страны: Красноярск, Омск, Кемерово, Тюмень. А значит, это вас, а не социологов надо спрашивать, какая же она на самом деле - Россия...
Заголовок | |
---|---|
Денис Мацуев родился в 1975 г. в Иркутске. Окончил Московскую госконсерваторию. Один из популярнейших музыкантов современности. Народный артист РФ. Лауреат Госпремии. Организатор фестивалей «Звёзды на Байкале», «Крещендо». |
Д.М.: - Какая? Противоречивая. Как там живут люди? По-разному. Те, кто приходит на концерты, в большинстве своём живут не очень хорошо. И если после моих выступлений им становится хоть на йоту лучше, я этому очень рад. Ради этого и имеет смысл ездить.
И всё же каждый концерт превращается для меня в огромное испытание. Российская публика - она особенная. Здесь люди какой-то частью души, что ли, понимают, чувствуют, что хорошо, а что плохо. И каждый раз их приходится убеждать - кровью, потом. Такое вечное преодоление! Пришедшим надо в душу какой-то крючочек закинуть, чтобы они пришли к тебе второй раз. А вот что именно, я вам не скажу. Потому что сам не знаю!
Знаете, когда мне говорят о том, как тяжело приходится нашей «замечательной» поп-культуре, которая даёт по 30 концертов за праздничную неделю... Но они-то пляшут и поют под фонограмму! А вот когда к тебе на концерт приходят полторы-две тысячи человек и у тебя есть один рояль и 2,5 часа, чтобы доказать им, что они сюда пришли не напрасно, что я именно тот артист, который им нужен, и они не разочаруются, заплатив за билет, - поверьте, между моим трудом и трудом какой-нибудь поп-звезды есть некая разница. (Смеётся.) Но я от этого труда получаю необыкновенный энергетический заряд.
«АиФ»: - Люди на классические концерты зачем идут - за энергетической подпиткой?
Д.М.: - Идут, потому что там происходит сценотерапия - термин, который я давно придумал. Музыка излечивает не только музыканта, которому случается выходить на сцену и с температурой, и с головной болью. Она благотворно действует и на сидящих в зале. На мои концерты приходили инвалиды, и врачи доказали, что после им становится лучше. Ведь я проводник между временами, эпохами. Моя задача - донести мысли, чувства композитора, которые он вкладывал в свою музыку столетия назад. И под влиянием этой гармонии в организме происходят какие-то химические процессы. Словами это объяснить невозможно - что чувствует публика, какие импульсы от музыканта идут в её душу, в её нутро. Хотя поход на концерт классической музыки - это не развлечение. Как, впрочем, и любая встреча с серьёзным искусством. Но, когда ты научился понимать те скрытые смыслы, что заложены в нём, слезть с этого - в хорошем смысле - допинга будет очень сложно. Потому что это вечное. И настоящее, не поддельное.
«АиФ»: - На гастролях вы играете с местными оркестрами. Зачем? Ведь это вам ни славы, ни денег не добавит.
Д.М.: - Во-первых, я не езжу с концертами ради славы и денег. Я езжу немножко для другого… А что касается провинциальных оркестров, то мне хочется их поддержать. Потому что в основной массе они находятся в ужасающем положении. Да, в Москве, Петербурге оркестры существуют на президентские гранты. Но когда я узнал, что в Кирове, где я играл с местным оркестром, музыканты получают зарплату в 5 тысяч рублей… Они очень старались, а у меня чуть слёзы на глаза не наворачивались: как может человек за 4-5 тысяч рублей каждый день ходить на репетицию - по морозу, толкаясь в транспорте?! Я, конечно, не политик, но приложу все силы, чтобы решить проблему с распределением грантов как можно быстрее. Ведь симфонический оркестр - это лицо города, его визитная карточка. А она у любого российского региона должна быть достойной. И в некоторых областях, кстати, власти понимают, насколько важно поддерживать музыкальную культуру, и помогают: в Тюмени, к примеру, уже несколько лет пытаются организовать симфонический оркестр. И я искренне надеюсь, что у них всё получится.
Рояль вместо танка
«АиФ»: - Да, вы не политик. Но вы член Совета при Президенте РФ по культуре. Вот говорите вы на заседании: «Господин президент, если мы немедленно не решим эти проблемы, на нашей культуре можно поставить крест». Что назовёте?
Д.М.: - Ситуацию с региональными симфоническими оркестрами - первое. Второе - музыкальные школы. И я, и мои коллеги - мы уже не говорим, а кричим о том, что преподаватели музыки сегодня уезжают в Китай, потому что в России зарплата у них мизерная. Чему может научить педагог, получающий 6-7 тысяч в месяц в музыкальной школе и вынужденный подрабатывать ещё на шести работах?! О каком душевном спокойствии педагога можно говорить? О какой преемственности нашей уникальной школы? А если к этому добавить то, на каких инструментах они играют, как выглядят помещения провинциальных музыкальных школ, это уже не смешно! Тогда уже впору кричать SOS!
А если у нас сейчас ещё примут этот закон о профессиональном образовании музыкантов и балетных танцовщиков… Вы представьте: если пианиста начать учить профессии в 15-16 лет, а потом забрать его в армию, мы гордость нашу национальную загубим на корню! Ведь Россия всегда славилась блестящими исполнителями. Их и сейчас хватает. Я знаю, о чём говорю: в рамках нашей программы «Новые имена - регионам России» мы не только концерты даём - с нами приезжают лучшие педагоги. Они проводят мастер-классы, отбирают стипендиатов для фонда «Новые имена». Мы уже больше 12 городов объехали и в каждом нашли такие искорки! У нас уникальная страна! Какими бы тяжёлыми ни были времена, здесь рождаются уникальные самородки.
Да, понимаю, вопрос о том, почему музыкантов в армию не должны брать, а математиков или инженеров - можно, кто из них родине нужнее, очень сложный. Но нельзя музыкантов брать! Потому что если на год оторвать от инструмента человека, который собирается посвятить музыке всю свою жизнь, - всё, о его карьере можно забыть!
«АиФ»: - А министр обороны говорит: «Что мне дадут музыканты?..
Д.М.: - Ага, балалаечники!
«АиФ»: - …Мне надо мощь государства крепить!»
Д.М.: - Музыканты стране дадут гораздо больше, чем нефть. Не в плане финансов, а в плане имиджа России на международной арене. Вы посмотрите: ни один международный конкурс, ни один знаменитый концертный зал мира не обходится без наших исполнителей. А ведь именно по этому судят о России - по уровню её культуры, а не по количеству ракет. Музыкант, который выходит играть на сцену, говорит на другом языке - на языке Чайковского, Рахманинова, Шостаковича. И люди во всём мире этот язык понимают и принимают гораздо лучше, чем язык боеголовок или танков. Вот так я отвечу министру обороны!
«АиФ»: - А если говорить о культуре в целом?
Д.М.: - Мне кажется, нам пора очиститься от шоу-бизнеса, который уже где-то внутри каждого из нас сидит! Чтобы он не стал единственно возможным стилем жизни. У нас же сейчас всё - даже трагедии - превращается в шоу. Знаете, ко мне в Америке после концертов подходят люди: «Маэстро, мне понравилось ваше шоу!» (Смеётся.) Для них Третий концерт Рахманинова - шоу! Но это не шоу. Извините, ребята!
Не стоит тешить себя иллюзиями, что мы когда-нибудь сможем глобально изменить эту систему, - шоу-бизнес приносит огромные доходы. И за деньги эти оторвут голову любому, кто попытается этот поток перекрыть. Но ведь есть альтернативы! Как бы ни говорили многие, что они не смотрят телевизор и не читают газет, не верьте - и смотрят, и читают! Но что вам мешает переключиться с пошлого юмора или так называемого «концерта» на канал «Культура»? Это же замечательная отдушина! Или Интернет - там сегодня можно найти всё. Я сам там и музыку слушаю, и работаю, на моём новом сайте будет и блог, и видео - буду раз в неделю выходить в Сеть из любой точки мира, рассказывать интересные вещи.
«АиФ»: - Мюнхен, Рим, Москва, Казань... При таком ритме жизни вы Новый год не пропустите?
Д.М.: - Ни за что! Вечером 31 декабря я уже много лет выхожу на сцену Зала им. Чайковского. А потом - сразу в Иркутск, на родину. Там будут и рождественские концерты, и мастер-классы в Доме музыки, который открыли к юбилею города. А сам Новый год… Для меня это исключительно семейный праздник. Это запах ёлки, это родители, которые всегда рядом. Плюс снег и морозы, которых нет в Москве. За ними я и еду в Иркутск.