За год он провёл почти 750 выступлений. Это позиция главы театра Валерия Гергиева: жаловаться на судьбу или предаваться мечтам некогда - надо дело делать!
Без комплексов!
«АиФ»: - Валерий Абисалович, вы колесите с концертами по стране и по миру, работаете на износ. А на телевидении лучшее время всё равно отдают всякой «поп-жвачке». Мол, у классической музыки рейтинги не те…
В.Г.: - Кто же верит таким рейтингам? Да, телевидение наше далеко от совершенства. Иногда хочется или спортивные новости посмотреть, или о событиях дня послушать… Пробегаешь каналы один за другим и ловишь себя на том, что пытаешься побыстрее переключить ту или иную кнопку, - такое там показывают!.. Качество большинства программ вызывает в лучшем случае жалкую улыбку, чаще - возмущение. И когда вдруг там появляется передача познавательная или какой-то классический концерт, это всё тонет в общем океане грязи. Плюс невероятное количество рекламы - оно же страшнее цунами. Я знаю, что в той же Японии, Швеции, Финляндии на телевидении есть предел тому проценту рекламных роликов, которые телевизионщики могут вставить в фильм или передачу. Мы же, наверное, по количеству коммерческих вставок лидерами стали! Но, на мой взгляд, государственный канал не должен рекламировать чей-то частный бизнес! Наоборот, качеством своих программ они должны оправдывать вложенные в них деньги налогоплательщиков. И сказка про то, что, мол, каналы не выживут без рекламы, - выдумка. Выживут! Так что в случае с телевидением государству нужно было бы жёстко эти шлюзы закрывать.
А что касается нашей работы - не обидно ли? Вы позвоните в любой город, куда приезжал на гастроли оркестр Мариинского театра, - залы везде ломятся! Мы иногда играем по два концерта в день, потому что иначе всех зрителей не принять. Так что ни малейшего ощущения ненужности или невостребованности у нас нет - очень многие в России тянутся к тому высокому искусству, которому мы служим. У нас по-прежнему умеют отличать настоящее от подделки, стереть это из нашей жизни не удастся никому.
«АиФ»: - Если речь зашла о работе - что из произошедшего в нашей жизни в этом году вызвало наибольшую гордость?
В.Г.: - Открытие второй сцены Мариинки приближается! Надеюсь в один прекрасный день отчитаться перед всеми, кто любит Санкт-Петербург, его культуру, об окончании строительства.
В этом году у нас были очень успешные гастроли по Северной Америке. Особенно горжусь тем, что в Нью-Йорке на сцене Метрополитен-опера мы показали балеты «Анна Каренина», «Конёк-Горбунок» - совершенно новые для Америки спектакли. И симфонии Чайковского в Карнеги-холле приняли великолепно - и по восторженным оценкам публики, и по продажам билетов. Как частые гости нью-йоркских подмостков, мы знаем: если не выступим с блеском, в полную силу, местная публика тут же расценит это как слабость. Что, мол, слава Мариинского театра осталась в 60-70-х годах. А я таких разговоров допустить не хочу. И не допущу!
Мы представляем ведь не только Мариинский театр, но всю русскую школу классического искусства. А это престиж страны! Ведь Россия традиционно играла первые роли и в балете, и в опере, и в музыке. Поэтому нас там очень пристально (если не сказать - пристрастно) рассматривают. И если что-то вдруг не так, моментально пойдут разговоры о всеобщем падении уровня российской культуры. Основания для этого, к сожалению, есть: после развала СССР сильно пострадал образовательный процесс, да и артисты за границу уезжали сотнями - преподавать, танцевать, петь, дирижировать. Но я никогда такие разговоры не оставлял без ответа - у нас в этом плане нет комплекса прошлого или поза-прошлого величия.
На пике Пушкина
«АиФ»: - Сегодня борются с кризисом… Во время Великой депрессии 1930-х интерес к классической музыке вырос невероятно - люди искали духовную опору в том, чья ценность истинна. Можно ли сегодня ожидать такого же всплеска интереса к классике?
В.Г.: - Конечно, мир обязательно изменится! Но не стоит нам вздыхать, жаловаться, лить слёзы об утраченных позициях. Да, экономический кризис 2008-2009 годов мог оказаться труднейшим по последствиям, по испытаниям, которые пришлось бы пережить стране. Но, к счастью, правительству хватило опыта выйти из этих испытаний с честью. Мне особенно хочется подчеркнуть, что они не решились резать под корень национальные культурные святыни. Та политика, которую выбрало правительство, - мудрая и взвешенная: даже в кризис не забирать бюджеты ни у образовательных учреждений, ни у по-настоящему высокого искусства, позволяя нам полноценно работать.
Понимаете, для меня исполнять симфонии Чайковского, оперы Мусоргского, дирижировать балетами Прокофьева или Стравинского - это значит подниматься на пик наших великих культурных традиций. Ведь у нашей национальной культуры размах невероятный! Пушкин, Чайковский, Прокофьев, Толстой - они настолько высоко парят над всеми этими трудностями… Поэтому забывать о том, что их слово, их музыка должны звучать каждый день, нельзя. И не надо прятаться за кризис! Это ведь проще всего: сослаться на экономические проблемы и разом урезать все бюджеты, касающиеся духовной сферы.
«АиФ»: - А ведь было такое искушение: сперва социалку наладить, а потом уже о душе думать. Как, по-вашему, душу можно оставлять на потом?
В.Г.: - Все прекрасно понимают: в кризис те же пенсионеры не должны и не будут страдать. Не за их счёт должна выживать культура. Весь вопрос в грамотном - грамотном! - распределении средств.
«АиФ»: - 23 декабря в Москве вы будете играть Седьмую симфонию Малера. Почему выбрали именно этого композитора?
В.Г.: - Во-первых, заканчивается год, объявленный в мире годом Малера. И все крупнейшие мировые оркестры отдали дань уважения этому великому австрийскому композитору. Во-вторых, Малер в своё время успешно выступал в Санкт-Петербурге, дирижировал оркестром Мариинского театра, восторгался им.
Симфония, которую мы выбрали, непростая. Чтобы её сыграть, нужен очень классный оркестр. И у нас такой оркестр есть!