В этом году они отправились вместе со съемочной группой журнала InStyle на «Кинотавр», чтобы представить новый проект Сони, посмотреть фильмы друзей и коллег, прокатиться по черноморскому побережью на авто и выгулять на фестивальных вечеринках актуальные наряды в стиле кинематографичных шестидесятых.
Климу неуютно по ту сторону камеры. Он добросовестно выполняет указания фотографа, но очевидно, что куда естественнее для него самому руководить происходящим в кадре. «Эту профессию я выбрал, потому что по натуре деспотичен, — улыбается 28-летний российский режиссер с американским дипломом, на котором стоит подпись Арнольда Шварценеггера. — Мне нужно, чтобы все было так, как я хочу. Но поскольку в жизни невозможно все контролировать, я решил создавать на экране жизнь, где все по-моему». По-своему Шипенко привык поступать с детства. В 13 лет подсел на американское кино и решил учиться там, где его делают. В16 уехал в Лос-Анджелес, окончил там школу, поступил в Калифорнийский университет, «Не знаю, как меня мама отпустила. Тогда мне это казалось нормальным, а теперь понимаю, что с ее стороны это был подвиг».
Рост 1,90 м, широкие плечи, волевой подбородок, американская улыбка, открытый взгляд — с такими данными ему бы играть обаятельно-брутальных героев 50-х. Впрочем, в жизни он находит место подвигу. «Я пару недель сидел на диете — никакого пива и соленой рыбы. И в спортклуб ходил. К фотосессии готовился», — усмехается Клим, отодвигая водительское кресло спортивного купе VW Passat CC. «Он же в прошлом спортсмен, играл в юношеской сборной России по баскетболу. Мне кажется, это очень сексуально», — подтрунивает Соня, едва появившись на съемочной площадке.
Изящное платье силуэта new look, алая помада, кошачьи стрелки, шпильки — идеальная подруга героя, образцовая кинодива из тех же 50-х. «Ух ты», — восторженно выдыхает Клим. «Когда мы начали встречаться, я решила брать естественностью, — заливается Карпунина, наслаждаясь произведенным эффектом. — Я не наряжалась и не красилась, ходила с хвостом и в майке с Микки Маусом. Помнишь?» «Да-да, — к Климу возвращается дар речи. — Но покорила она меня тем, что смеялась над всеми моими шутками. Я уже собирался начать карьеру комика, подвинуть Comedy Club. Но потом выяснилось, что Соня всегда смеется».
Путь 26-летней Софьи Карпуниной в режиссерское кресло пролегал через экономический факультет. «Мои родители — финансисты, и меня воспитывали карьеристкой, — говорит она. — Жизнь была расписана: университет, МВА, банк. Я успела поработать там год и поняла — нет, не мое!» Поступила во ВГИК на курс Сергея Соловьева, написала сценарий короткометражки «Одноклассники», на основе которого Соловьев снял полный метр, а главную роль сыграла она сама. Фильм показывали на прошлогоднем «Кинотавре» в рамках «Кино на площади». А в этом году свежеиспеченная выпускница ВГИКа приехала на «Кинотавр» участвовать в питчинге — презентации-состязании будущих проектов.
В Сочи пробились девять претендентов, выдержав высокий конкурс — десять заявок на место. В режиссерском резюме Карпуниной к этому моменту были две короткометражные работы — «Марина» и «Шанс», за который она получила главный приз международного кинофестиваля Kustendorf, основанного Эмиром Кустурицей. И вот на «Кинотавре» она представила проект своего полнометражного дебюта по собственному сценарию «Все просто». Как и «Одноклассники», это молодежная мелодрама о сложностях взросления: «Я хочу рассказывать близкие мне истории. Достоверно воссоздать я могу только то, что хорошо знаю, знакомые мне среду и характеры». Впрочем, для нее самой на питчинге не было все просто — продюсер ее фильма не смог поехать на фестиваль, и Соня оказалась одним воином в поле, но это лишь добавило ей решимости. «Конечно, было страшно. Я наблюдала, как жюри разносило в пух и прах других участников, и поняла, что моя единственная защита в этой ситуации — нападение, — с жаром рассказывает Карпунина. — Каждому человеку нужны бойцовские качества, но режиссеру — особенно. Сколько бы раз ты ни падал, ты должен подниматься и идти вперед. За тебя этого никто не сделает».
Для Шипенко «Кинотавр» — не менее важный фестиваль. В 2009-м он дебютировал здесь с иронично-циничным экшеном «Непрощенные». «Правда, он всех возмутил, — смеется Клим. — Хорошим тоном считается «медленное» кино. А я снимал быстро, монтировал бодро, диалоги писал наглые. Только немой не попрекнул меня Тарантино и Гаем Ричи. Но мне такая реакция понравилась, мне вообще нравится провоцировать». Второй фильм Шипенко, курортно-амнестический детектив «Кто я?» приняли на прошлогоднем «Кинотавре» гораздо более благосклонно. «Даже пресс-конференция прошла гладко. И я понял, что мне комфортнее быть возмутителем спокойствия, чем получать похвалы», — признается он.
В долгой пробке по дороге в аэропорт, устроившись на просторном заднем сиденье лимузина VW Phaeton с ноутбуком, iPad и распечатками сценариев, они обсуждают предстоящую работу. Клим будет помогать Соне с продюсированием «Все просто» и параллельно начинать съемки своего третьего фильма — романтической комедии «Любовные обстоятельства». Так что есть шанс, что в следующий раз Карпунина и Шипенко приедут на «Кинотавр» каждый со своим фильмом. «Нет, конечно, мы не будем чувствовать себя конкурентами. У нас разные способы самовыражения в кино, — утверждает Клим. — Это все равно что устроить соревнования между хоккеистом и фигуристкой». Похоже, амбиции и лидерские качества не мешают им составить гармоничную пару.
Материал из журнала InStyle, октябрь 2011.