Прокатчикам настоятельно посоветовали вырезать из фильма эти моменты.
В сцене, вызвавшей скандал, Жанна весьма убедительно занимается любовью в ванной с актёром Александром Яценко. Конечно, в мировом кинематографе встречаются сцены и покруче (достаточно вспомнить «Пианистку» Михаэля Ханеке, «Остров» Ким Ки Дука или «Антихриста» Ларса фон Триера - когда его показывали на прошлогоднем Московском кинофестивале, возле кинотеатра дежурили «скорые»). Но российское кино всегда было весьма целомудренным. «АиФ» решил проследить, как протекало это «падение кинонравов».
В постель в ботинках
В этом году одной из самых первых обнажёнок в отечественном кино исполнилось 80 лет. В 1930 г. режиссёр Александр Довженко выпустил на экран эпический фильм «Земля». В этой истинно коммунистической ленте на несколько секунд в кадре появляется голая женщина, которая бегает по избе и в конце концов срывает со стены икону. В 1967 г. в картине «Комиссар» Нонна Мордюкова не постеснялась показать зрителям грудь, а в 1968-м вышел на экраны фильм Георгия Натансона «Ещё раз про любовь», где, как утверждает режиссёр, была снята первая постельная сцена советского кинематографа. По сценарию главные герои - Татьяна Доронина и Александр Лазарев - должны были после знакомства провести вместе ночь. Снимался этот эпизод с приглушённым светом, актёры закрылись по шею одеялом. «Татьяна Васильевна была в рубашке, - рассказал «АиФ» Георгий Натансон. - А вот Александр Лазарев отказался снимать… даже костюм и ботинки. Так и лёг в них в кровать».
Но столь целомудренные съёмки не помешали советским чиновникам обвинить картину в аморальности и пошлости. А одна из первых сцен с голым мужчиной появилась в картине «Полосатый рейс». «Дрессировщик Константиновский уговаривал Леонова в той сцене, где его герой моется в ванне, сниматься вместе с тигром Пуршем без дополнительных мер безопасности, - рассказал «АиФ» Виктор Зуйков, режиссёр по работе с животными. - Леонов наотрез отказался. Тогда на площадку привезли бронебойное стекло. Актёр должен был мыться в ванне, а тигр, сидя в полуметре, наблюдать за ним. Но стекло, которое поставили между Леоновым и тигром, давало блики. Тайком от Леонова его унесли. Поэтому когда Евгений Павлович вынырнул из пены, то увидел в нескольких сантиметрах от себя морду Пурша. Перепугавшись, он занырнул обратно, потом выскочил и понёсся по коридору. Оператор всё это заснял.
После выхода фильма на экраны стали говорить, что первой порнухой в советском кинематографе стала голая задница Евгения Леонова». Сейчас обнажённой натуры хоть отбавляй. Считается, что открыли доступ к телу фильмы «Маленькая Вера» и «Интердевочка». Наталья Негода и Елена Яковлева не очень любят вспоминать об этих картинах, хотя ничего «криминального» в съёмках не было. Работники съёмочной площадки «Маленькой Веры» рассказывали, что во время работы над постельным эпизодом Негода попросила режиссёра залезть в шкаф, не смотреть на неё и из-за двери кричать: «Мотор!» А сцену, где героиня Елены Яковлевой занимается с японцем сексом за деньги, снимали вообще без японца. Оператор наводил объектив на лицо Яковлевой, а несколько ассистентов раскачивали кровать, на которой лежала актриса.
«Дура ты!»
Настоящая откровенность полилась на отечественные экраны после выхода картины «Сто дней до приказа», где Елена Кондулайнен лихо проплыла в бассейне и прогулялась перед камерой в чём мать родила. Дальше - больше: Ольга Кабо бегала голой в «Комедии о Лисистрате», Евгения Крюкова плавала в ванне в облепившем тело платье в фильме «Упасть вверх», Вера Алентова изображала секс перед камерой в «Зависти богов». Режиссёр фильма «Лифт» Всеволод Плоткин пошёл ещё дальше - показал на экране сцену, где герои Игоря Верника и Ольги Родионовой занимаются сексом рядом с трупами. Георгий Юнгвальд-Хилькевич не раз снимал обнажённых актрис в своих фильмах, в частности, в «Мушкетёрах двадцать лет спустя» «засветил» в откровенной сцене Михаила Боярского и Екатерину Стриженову.
Режиссёр уверен, что обнажение на экране должно быть оправданно. «Когда на экране бессмысленно раздевают людей и показывают их гениталии - я брезгливый, мне противно, - говорит Георгий Юнгвальд-Хилькевич. - Меня это не возбуждает.Думаю, я в этом не одинок. Но многие режиссёры перешагивают через приличия для быстрого успеха (ведь всегда найдутся те, кто получает удовольствие, подглядывая в замочную скважину), начинают снимать задницы и передницы и даже половой акт, что вообще несвойственно нашему кино.
В России мужчина долго добивался, чтобы его любимая обнажилась перед ним, - это огромный эмоциональный эффект. Те же американцы умеют показывать эротику в той степени достоверности, которая не оскорбляет зрителя. А у нас ещё ни разу не было снято так, чтобы мне не было мучительно стыдно за то, что моя знакомая актриса участвует в таком дерьме. Смотришь на неё голую и думаешь: «Дура ты!»
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Кирилл Разлогов, киновед, культуролог: «Прежде всего это вопрос культуры. В мусульманских странах до сих пор не покажешь неодетого человека. В индийском кино долгое время было запрещено целоваться на экране и вилять разными частями тела. Сейчас целоваться разрешили. А ещё в истории всё идёт периодами. Сначала всё запрещено, потом всё разрешено, затем опять всё запрещено. Мы ещё не дошли до черты, чтобы маятник пошёл назад. В Дании в 1969 г. была официально разрешена порнография. Когда и мы до этого дойдём, маятник качнётся обратно, в сторону запретов».