При этом представители нефтяных компаний предложили вице-премьеру Дмитрию Козаку с нового года поднять цены на бензин на четыре-пять рублей за литр.
Замкнутый круг
Почему так медленно происходит внедрение газомоторного топлива, высказал свое мнение глава корпорации «Роснефтегаз» из Ямала Олег Ситников.
Есть один специфический аспект, который не фигурирует в докладах чиновников, но серьезно тормозит развитие программы. Это воровство. Чиновники разных уровней научились выжимать большие откаты и накрутки из поставок горючего по отдаленным районам страны. А как получить откат с газа, который приходит по трубе прямо к газовой заправке — они не знают. И происходит тихий саботаж... «Роснефтегаз» — одна из первых частных компаний, которая перешла от поставок нефтепродуктов к внедрению газовых заправок. Мы знаем, как много в нашей стране районов, где имеется магистральный газ, но практически нет нормальных дорог. Доставлять туда горючее крайне сложно и дорого», — отметил он.
Чем медленнее развивается программа перехода на газомоторное топливо, тем больше денег страна выбрасывает «на дорогу». Пока мер стимулирования, которые утвердило правительство, не достаточно. Требуется масштабная комплексная программа, которая обеспечит максимальные темпы внедрения, слом административных барьеров, привлечение бизнеса в развитие газомоторной инфраструктуры.
«Автопроизводители говорят, что не могут увеличить производство газомоторов, потому что не развита инфраструктура, а инфраструктурные инвесторы говорят, что пока маловато в стране газомоторов... Мы в местной «Опоре России» давно проанализировали основные элементы торможения и готовы передать предложения в Госдуму, инициировать публичные обсуждения проблемы, в том числе в рамках нацпроектов «Экология» и «Технологии», — рассказал глава «Роснефтегаза». Даже в странах, где нет своих запасов газа, цена газомоторного топлива вдвое ниже бензина. В августе председатель совета директоров «Газпрома» сообщал, что и у нас максимальная стоимость газомоторного топлива будет равна половине цены дизтоплива.
«Экономия на топливе для авиации, железнодорожного и автомобильного транспорта может достигать триллиона рублей. Это больше, чем годовые затраты бюджета страны на всю систему образования. Это даст колоссальный рывок в развитии экономики», — говорит глава «Роснефтегаза».
«Нужно сломать административные барьеры»
«В 2015 году я участвовал в форуме по проблемам развития газомоторного топлива, — продолжает Ситников. — Было заслушано мнение бизнесменов о регулировании этого рынка. Я сказал: если мы пойдем на поводу у сторонников лицензирования, то придем к тому, что на каждой домашней кухне потребуется лицензия на газификацию. Я передал свои замечания и был приятно удивлен, когда получил официальный ответ из министерства. В письме было указано, что аргументы против лицензирования оказались убедительными — от него отказались. Конечно, было учтено мнение не только корпорации «Роснефтегаз», но и других участников рынка».
Глава «Роснефтегаза» считает, что для ускорения процесса необходимо привлекать бизнес к созданию инфраструктуры. «Надо сломать административные барьеры на пути газовой революции. Пока немного частных компаний, таких как «Роснефтегаз», готовых включаться в этот бизнес. Конкуренция на топливном рынке высока. Поэтому новых инвесторов будут выдавливать административными или силовыми методами. Надо по-настоящему защитить хотя бы этот важнейший инновационный бизнес», — высказал свое мнение Олег Ситников.
Электромобиль — это только роскошь, а газомотор — перспективное средство передвижения
Как рассказал Ситников, перевод автомобилей с бензина на газ позволяет снизить в среднем в пять раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие — вдвое. Кроме того, газ не содержит основного загрязнителя бензина — серы, поэтому даже самый очищенный бензин стандарта «Евро-5» не может сравниться по чистоте сгорания с газовым топливом.
Электромобили не могут конкурировать с газомоторным транспортом ни по экономичности, ни по экологическим параметрам.
По мнению специалистов, электромагнитное излучение опаснее радиационных аварий. Известно, что излучения электромобиля могут пагубно влиять на репродуктивные функции человека и создают новые риски для здоровья.
«Мы стоим на пороге новой электромагнитной реальности, для которой человеческий организм еще не выработал эволюционных средств защиты. «Зеленый» транспорт подбрасывает серьезные проблемы с экологией. И если наивные рассуждения о безвредности электрокаров возымеют силу, то красивая сказка о «зеленом транспорте» превратится в пугающую антиутопию. Чистым должен быть не только воздух, но и электромагнитный фон», — считает заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН, д. т. н. Владимир Цетлин.