Предприниматель Алексей Карфидов
Найти баланс между своими идеями и потребностями рынка
Алексей Карфидов— сооснователь одного из крупнейших в России частных бюро промышленного дизайна «Карфидов Лаб». Оно разрабатывает инновационные технические продукты под ключ — от идеи до физической реализации.

В 2020 году вошёл в рейтинг Forbes Россия «100 молодых предпринимателей до 30 лет». В 2021 году был избран в Совет предпринимателей Москвы. Эксперт Всероссийской программы по развитию молодёжного предпринимательства «Росмолодёжь.бизнес».

Ныне заведующий кафедрой инжиниринга технологического оборудования НИТУ МИСИС, куратор Студенческого конструкторского бюро.
Университет — стартовая площадка
- В 2012 году вы закончили НИТУ МИСИС и сразу открыли своё дело. Означает ли это, что к запуску бизнеса готовились, ещё будучи студентом?
- Да, я получил квалификацию инженера по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств (в металлургии)», но мой профессиональный путь начался ещё на первом курсе. С самого начала меня захватил сам процесс создания чертежей и построения трёхмерных инженерных моделей. В то время многие проекты существовали только в бумажном виде, поэтому перед нами открылись широкие возможности для работы по оцифровке и проверке документации. Каждый завершённый проект радовал нас с сокурсниками не только конечным результатом, но и возможностью создавать качественную конструкторскую документацию и впечатляющие инженерные визуализации на основе наших моделей. По мере роста количества заказов стало очевидно, что необходимо оформить деятельность официально.

К счастью, в тот период появилась возможность открывать малые инновационные предприятия (МИП) при университетах. Это стало отличным решением, поскольку они могли частично принадлежать как основателям, так и самому учебному заведению. Так мы и организовали своё МИП – Студенческое конструкторское бюро. Со временем пришли к выводу, что для более эффективной работы необходимо создать отдельное юридическое лицо. Это позволило упростить документооборот и избежать излишней нагрузки на университетскую бухгалтерию и юридический отдел при выполнении небольших заказов.

Таким образом, университет не только дал нам стартовую площадку, но и поддержал в развитии бизнеса, что стало важным шагом в нашем профессиональном становлении.
Юношеский максимализм инженера
- С чего стоит начать студенту, который хочет построить успешную карьеру в технической сфере?
- У современных инженеров должны быть как технические знания, так и развитые коммуникативные навыки. Специалист должен уметь грамотно презентовать свои идеи и защищать их, при этом сохраняя профессиональную устойчивость к критике. Не менее важно внимательно слушать заказчика и понимать истинную суть его потребностей. Особую роль играет способность к самоограничению. На старте проекта возникает соблазн реализовать множество интересных функций, но нужно помнить об ограничениях по времени, бюджету и ресурсам.

Юношеский максимализм, присущий многим инженерам, может быть как плюсом, так и минусом. Желание создать нечто совершенно новое естественно, но не всегда находит отклик у заказчика. Главное – найти баланс между своими идеями и практическими потребностями рынка.

Возьмём, к примеру, разработку нового прибора. Поначалу может показаться заманчивым создать универсальное многофункциональное устройство, но со временем становится ясно, что важнее сфокусироваться на конкретных задачах заказчика. Например, в Институте технологий мы преподаём 3D-моделирование сразу с акцентом на производственные технологии: 3D-печать, лазерную резку, литьё. И сразу позволяем студентам опробовать эти технологии на практике и самим сделать прототип. Чтобы у ребят была более тесная связь между разными навыками, мы преподаём дисциплину «Арткад», где студенты в командах делают роботов, создавая механику, электронику, программную часть, а затем проводят испытания и презентацию. Аналогичный подход мы стремимся реализовывать во всех направлениях подготовки студентов. Чтобы в будущем специалист умел работать в группе, лучше понимал преимущества и ограничения каждого метода и мог достойно представить свой проект.
Стартапы и конкурсы
- Можно ли сегодня начинать предпринимательскую деятельность, ещё не получив диплом?
- Государство всё больше внимания уделяет развитию технологического предпринимательства среди студентов. Университеты поддерживают их инициативы, предлагая различные форматы для реализации бизнес-идей. Например, «стартап как диплом». Команда студентов может создать собственный проект и оформить его как отдельное юридическое лицо, выйти с ним на защиту диплома, а после выпуска продолжить развивать дело.

Кроме того, различные ведомства и крупнейшие работодатели страны организуют конкурсы, в которых могут участвовать как отдельные студенты, так и целые команды, включая преподавателей. Победители получают возможность финансирования своих проектов.
- Какой подход, на ваш взгляд, рациональнее: начинать предпринимательскую деятельность, параллельно работая, или сразу с головой в неё погрузиться?
- Оптимальный путь развития для начинающего предпринимателя – это сочетание работы в найме с ведением собственного дела. Такой подход даёт важное преимущество: финансовую стабильность и возможность спокойно тестировать бизнес-идеи.

Когда человек не рискует потерять основной источник дохода, ему легче экспериментировать с новыми проектами и анализировать, какие инициативы работают, а какие нет. А если какое-то направление начинает приносить хороший доход, то можно постепенно увеличивать на него нагрузку. Это позволяет избежать резких перемен и связанных с ними рисков.
Рост с помощью наставников и единомышленников
— Дайте несколько советов мамам старшеклассников и студентов младших курсов, которые беспокоятся о перспективах своих детей.
- Сегодня многие вузы организуют профориентационные мероприятия, где школьники могут не только узнать о направлениях обучения, но и погрузиться в атмосферу учебного процесса. Например, через мастер-классы и практические занятия ребята получают реальное представление о будущей специальности, а их родители оценивают качество образования и условия обучения.

Если у школьника проявляется интерес к техническим направлениям, важно поддержать его стремление – записать его в специализированную секцию или кружок. Знания по электронике, робототехнике, программированию и инжинирингу помогают сформировать необходимые базовые навыки и дают преимущество в университете.

В НИТУ МИСИС с 2012 года существует Фаблаб («магическая лаборатория») — уникальная площадка, оснащенная комплектом современного цифрового производственного оборудования, которое позволяет создавать практически любой проект без ограничений по форме, размерам и материалам. На площадке Фаблаб работает Центр технологической поддержки образования, где школьники могут пройти обучение по различным технологиям сделать проект в наших мастерских бесплатно.

Отдельно скажу о важном аспекте современного воспитания – балансе между виртуальным и реальным миром. В эпоху цифровых технологий многие дети значительное время проводят в онлайн-пространстве: играют в игры, общаются в социальных сетях. Однако профессиональное развитие будущего инженера требует постоянной практики с объектами и материалами. Чем больше навыков такой работы в физическом мире получит молодой человек, тем успешнее он сможет реализовать себя в технической сфере. Умение создавать, экспериментировать, работать с инструментами – всё это формирует основу для становления высококвалифицированного специалиста.
Основатель и президент ГК Cognitive Technologies Ольга Ускова
С ребёнком надо говорить
Известный российский предприниматель, основатель и глава компаний Cognitive Technologies и «Когнитив Пилот». Создаёт беспилотные системы управления тракторами и комбайнами, а также рельсовым транспортом. Недавно был разработан отечественный многофункциональный трактор-робот, выполняющий как задачи агро-отрасли, так и используемый в качестве обходчика на газовых станциях Газпрома и проходящий испытания в качестве доставщика багажа в аэропортах Пулково и Жуковский.
Несмотря на санкции в июле – августе 2025 года компания «Когнитив Пилот» вошла в топ-5 систем автопилотирования сельхозтехники по версии семи влиятельных международных рейтингов.

Ольга Ускова является спецпредставителем промышленных компаний – участников Кластера электроники и беспилотных технологий в Томске. Ведёт общественную деятельность в области выстраивания норм взаимодействия человека с искусственным интеллектом.

Автор романов-бестселлеров «Этюды Черни», «Раша» и «Аминь», а также детских сказок «СИ-ПИ» (российского ответа Гарри Поттеру) и книги для самых маленьких «Ламама».

В 1986 году она окончила факультет инженерной кибернетики НИТУ МИСИС.
Несколько лет была заведующей кафедрой перспективных компьютерных технологий
МИСИС.

Пробудить любопытство
- Вы выпустили две книги для детей, которыми как бабушка обращаетесь к маленьким читателям. А сейчас обратитесь, пожалуйста, к мамам. Скажите им, что со своим опытом мамы и бабушки вы считаете главным в воспитании ребёнка?
- Главное – это, конечно, мотивирование и пробуждение любопытства. Человеческого, жизненного, научного.

Основная и достаточно массовая проблема сейчас в том, что ребёнок попадает в информационно перенасыщенный мир. А биологическая структура человека, она под это не заточена. Если родители не следят за информационной гигиеной и ребёнок становится перекормленным образами и легкодоступной информацией, то забивается его нервная система, забивается мозг. Происходит это в достаточно раннем возрасте, и к подростковому периоду становится уже большой проблемой. Подросток дезориентирован по жизни в принципе, а вдобавок у него исчезает главный механизм развития и движения – желание познания.

Поэтому мотивирование, пробуждение желания познания – очень важная задача, и за родителей вряд ли кто-то её может решить.
- Когда время подходит к поступлению в вуз, дети находятся в самом сложном подростковом возрасте. Многие бывают ершистые, противные, несговорчивые. Как вести себя с ними, как направить дальше по жизни?
- Ребёнок же не просто так бывает ершистым и несговорчивым. Во-первых, у него есть вопросы, на которые он не получил ответов. Во-вторых, у него сложное гормональное состояние.

И то, и другое, в общем-то, регулируемые вещи. Гормональное состояние регулируется спортом. Реально, пока идёт гормональное созревание, надо очень серьёзно нагружать организм физически – это сглаживает проблему. А чтобы ребёнок получал ответы, с ним надо разговаривать. Основная проблема семей – в отсутствии разговоров. Считать, что какой-то психоаналитик с этим справиться, неверно. Не справится. Только семья.
Много разных кружков
- А как маме определить, что ребёнку надо идти в технический вуз?
- Надо отправлять его в кружки, секции и студии.
- Разные?
- Разные. Пусть он сам выберет, что больше нравится. Ни в коем случае нельзя навешивать на него свои личные несбывшиеся мечты. Сейчас эта кружковая история уже возродилась – в больших городах, во всяком случае. Но даже если вы живёте не в большом городе, есть дистанционные варианты. Единственное, когда берёте дистанционный курс, то во время занятий надо сидеть рядом с ребёнком – вместе с ним проходить
Весёлый первый семестр
- Что вам дала учёба в Университете МИСИС?
- Если говорить об учёбе, то запомнились два преподавателя. У нас школе почти не было химии, была в основном математика, а тут профессор Алексей Васильевич Курдюмов привил мне интерес к пониманию физико-химических процессов. Он, конечно, уникальный человек. И Михаил Иванович Орлов, очень сильный математик, - он преподавал уже на старших курсах теорию конечных автоматов.

У нас была лидирующая группа – и вот я там упиралась во что-то, но Михаил Иванович со мной повозился, показал обходной путь. И я до сих пор ему благодарна.

А вообще, мы были перестроечными детьми. Когда я поступила в аспирантуру, перестройка была в самом разгаре, и мой научный руководитель обсуждал со мной не только диссертацию, но и чешскую бижутерию. Он ею начал торговать, чтобы как-то существовать дальше достойно. А это был доктор наук вообще-то, на секундочку. То есть мы пришли вот на такой разлом.

Тем не менее, университет дал мне весёлую юность и друзей. Мы так развлекались на первом курсе, что чуть было не вылетели из вуза в первую сессию. Потом я выровнялась, но за первый семестр было три тройки, по-моему.

По-настоящему понимать, что такое учёба, начали, наверное, с четвёртого курса. Но мы немножко другими были, чем нынешние студенты. У нас были другие установки – к четвёртому курсу все переженились, рожали. Тогда ведь в 22 года мамочки считались уже поздно родящими. Поэтому мы приходили на пары и кормили там детей. В этом смысле МИСИС был другой.
- У некоторых мам есть установка, что технический вуз – это для мальчиков, а не для девочек. Что можно им сказать?
- Математика – это базовая наука по структурированию мышления, и пол здесь совершенно ни при чём. Структурирование мышления нужно всем – и филологам, и технарям, и мужчинам, и женщинам.
Техноинвестор Денис Илатовский
Время перемен открывает возможности для тех, кто к ним готовится
Выпускник НИТУ МИСИС 1994 года по специальности «инженер-металлург». Карьеру начал в промышленной группе МАИР, которая была одним из крупнейших в мире переработчиков вторичных чёрных металлов. Затем перешёл в Объединённую металлургическую компанию в сферу логистики. Позже стал заместителем генерального директора в самой большой угольной компании России — СУЭК. Был заместителем генерального директора компании «Еврохим» и старшим вице-президентом в транспортно-логистическом холдинге «Дело».

30-летний опыт работы в ведущих компаниях страны позволил начать ряд собственных инновационных проектов в различных отраслях и выступить в роли бизнес-ангела для нескольких технологических стартапов. В 2025 году вошёл в состав попечительского совета Эндаумент-фонда НИТУ МИСИС, который входит в топ-5 лучших фондов формирования целевого капитала вузов России.
Связи и перспективы
— Какие воспоминания остались у вас о времени обучения в университете? Что именно дало вам образование для будущей карьеры?
— Одно из самых ценных приобретений — широкий круг общения. Большое количество знакомств и друзей с общими интересами впоследствии значительно облегчило профессиональное развитие. На первую работу в МАИР меня позвали знакомые, и через несколько лет у нас уже работало несколько сотен выпускников МИСИС, это сильное, сплочённое сообщество. Многие из тех связей оказались настолько крепкими, что мы поддерживаем общение даже спустя 30 лет после выпуска.

Моя учёба пришлась на время перемен: конец 1980-х — начало 1990-х. Это был период «турбулентности», когда формировались новые реалии, мир менялся. Тогда появилось множество специальностей и направлений, о которых раньше никто не задумывался.

Кстати, подобная ситуация может повториться, по-моему, и сейчас. И, возможно, современные студенты будут работать по профессиям, названия которых пока ещё даже не придуманы.
— Были ли преподаватели или дисциплины, которые повлияли на ваш профессиональный путь?
— В МИСИС было много хороших учителей, но особенно яркой и полезной для меня остаётся встреча с преподавателем, который вёл курс теории автоматического управления. Он научил простому, но важнейшему управленческому циклу, который впоследствии я применял в самых разных ситуациях. Чтобы нужная тебе система нормально работала, необходимо собрать данные о текущем её состоянии, определить желаемый результат и поставить чёткую цель. После этого важно научиться отслеживать прогресс и измерять движение к цели, а на основе полученных данных вносить необходимые корректировки.

Эти простые принципы применимы практически к любой сфере управления. Курс заложил основы системного мышления, которые я до сих пор использую.
Рад поддержать
— Несколько лет назад вы инвестировали в компанию Webiomed в области ИИ в медицине. Почему выбрали это направление?
— Медицина всегда будет значимой и востребованной отраслью. Появление искусственного интеллекта открыло новые перспективы в обработке больших данных. С точки зрения бизнеса мы с партнёром в 2019 году рассматривали это направление как возможность воспользоваться растущим трендом. А сейчас платформа Webiomed — лидер рынка, она включена в реестр Росздравнадзора, установлена в 40+ регионах и доступна в 4100 медорганизациях 275 тысячам врачей. На основании цифровых профилей 62+ миллионов медкарт Webiomed помогает ускорить и повысить точность диагностики, персонализировать лечение, улучшить качество медицинской помощи и выйти на цели здравоохранения, утверждённые в государственной программе.

Важным фактором стало понимание особенностей работы частного инвестора. Дело в том, что отдельно взятый человек не может конкурировать с крупными компаниями в традиционных сегментах — ресурсы не те. Поэтому стратегия заключалась в поиске такой ниши, где у нас были бы равные шансы с крупными игроками. Это должен быть какой-то неизведанный или сложный сегмент рынка, в котором крупные компании ещё не успели закрепиться.
— Почему решили поддержать Эндаумент-фонд МИСИС и проект «Искусственный интеллект в биомедицине»?
— Мой вклад в Эндаумент-фонд носит характер целевой поддержки направления медицинских биотехнологий. Это отдельный сегмент медицины, и я вижу в нём большой потенциал и перспективы развития.

Конечно, рад возможности поддержать родной университет. В традиционных для НИТУ МИСИС областях (таких как материаловедение, горное дело и металлургия) и без меня достаточно инвесторов. А в этом новом направлении моя точечная поддержка, надеюсь, сможет принести реальную пользу.

Деятельность созданного в 2023 году в НИТУ МИСИС Института биомедицинской инженерии меня впечатляет — там уже активно ведут работу по нескольким ключевым направлениям: разрабатывают и производят биопринтеры, с помощью 3D-биопечати создают эквиваленты органов, выращивают сложные биологические структуры, готовят и анализируют эксперименты по магнитной биофабрикации на МКС.

Достигнув столь значительных успехов, институт уже получает федеральную поддержку. А мой вклад выступает дополнительным источником помощи в развитии перспективных исследований.
Быть готовым к изменениям
— С чего стоит начать студенту, который хочет построить успешную карьеру в технологической сфере?
— Особенно важно развивать гибкость мышления и быть открытым для новых возможностей. Сигналы могут прийти откуда угодно: из интернета, научных статей или книг, от знакомых, через мероприятия. Необходимо научиться качественно воспринимать эти вводные и соотносить их со своими талантами, целями и амбициями. Важно не оказаться в информационном пузыре, когда человек слышит только то, что хочет услышать, и перестаёт адекватно оценивать прогресс.

Важно уметь анализировать перспективы и быть готовым к трансформации. Те, кто научится грамотно оценивать новые возможности и адаптироваться к изменениям, смогут извлечь максимальную пользу из прогресса. А те, кто останется глух к сигналам времени, рискуют оказаться в ситуации, когда выбранная специальность внезапно потеряет актуальность.
— А какой совет вы бы дали мамам, которые хотят, чтобы их дети добились успеха?
— Воспитание детей требует мудрого баланса между доверием и заботой. Мы не можем передать нашим детям все наши желания — у каждого из них свой путь и право на собственный выбор. Я, например, родился в семье металлургов в Магнитогорске. В 1983 году мои родители принимали участие в одной из крупнейших строек СССР — создании Белорусского металлургического завода, где моя мама впоследствии возглавила одну из лабораторий. Мог ли я предположить, что, начав карьерный путь с металлургии, я займусь инвестированием, в том числе в ИИ и медицину? Конечно нет. Но могу с уверенностью сказать, что на моё развитие главным образом повлияло то, что привили мне мама и папа, — это самостоятельность и ответственность. Ну и, конечно, я всегда знал, что они примут любой мой выбор, так как это уже моя ответственность. Считаю, что в умении сочетать доверие и заботу проявляется истинное искусство родительства. Такой подход помогает вырастить уверенного человека, способного принимать решения и при этом знающего, что он всегда может рассчитывать на поддержку семьи.
Анатолий Седых
Кандидат экономических наук, председатель совета директоров АО «Объединённая металлургическая компания», президент Благотворительного фонда поддержки семьи, защиты детства, материнства и отцовства «ОМК-Участие».
Евгений Тищенко
олимпийский чемпион (2016), чемпион мира (2015), чемпион Европы (2015, 2017), чемпион Универсиады (2013) и серебряный призёр чемпионата мира (2013), победитель многих турниров национального и международного значения в любителях. Выпускник Горного института МИСИС.
Виталий Таций
создатель Кинопоиска
Дмитрий Суханов
создатель Кинопоиска
Мария Кравченко
актриса театра и кино, участница проекта Comedy Woman и бывшая участница команды КВН «Сборная МИСИС».
Дарима Сандакова
мастер спорта России международного класса, бронзовый призёр чемпионата России (2015), четырёхкратный серебряный призёр чемпионата России (2016, 2017, 2020, 2022), четырёхкратная чемпионка России (2018, 2021, 2023, 2024), бронзовый призёр Всероссийской спартакиады (2022), бронзовый призёр Европейских игр (2019), двукратная чемпионка Европы (2019, 2024).
Розалия Насретдинова
многократная чемпионка и рекордсменка России, чемпионка и серебряный призёр чемпионата мира, чемпионка и рекордсменка Европы, двукратная чемпионка универсиады — 2015, участница Олимпийских игр в Рио 2016, двукратная чемпионка юношеских олимпийских игр — 2014.
Борис Курцев
директор по стратегическому развитию компании «Гинтелл», ранее —– генеральный директор ООО «Майкромайн Рус». «Гинтелл» — на 100% российская команда, которая специализируется на цифровизации производственных процессов. Они внедряют цифровые технологии на горнодобывающих предприятиях, создают собственные софтверные решения и обеспечивают техническую поддержку программных продуктов Micromine.
Юрий Кара
заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер.
Михаил Борисов
заслуженный деятель искусств Российской Федерации, телеведущий («Русское лото»), актёр
Грачев Андрей Александрович
генеральный директор ООО «МЕТПРОМСТРОЙ»
Грушевский Михаил Яковлевич
актёр, юморист.
Кобяков Антон Анатольевич
советник Президента Российской Федерации.
Козлов Дмитрий Юрьевич
основатель и генеральный директор международной группы компаний Tactise.
Краснянский Георгий Леонидович
основатель угледобывающей компании ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ».
Кузьмичев Алексей Викторович
основатель консорциума «Альфа-групп», член Наблюдательного совета НИТУ МИСИС
Матецкий Владимир Леонардович
композитор, вице-президент авторского Совета Российского авторского общества
Соловьёв Владимир Рудольфович
журналист, телеведущий.
Фридман Михаил Маратович
основатель консорциума «Альфа-групп».
Хан Герман Борисович
основатель консорциума «Альфа-групп».
Чан Хонг Ха
заместитель Председателя Правительства Социалистической Республики Вьетнам.