Виртуальный ассистент: для чего нужен, что умеет и как его создать?
Виртуальный помощник — это программа, приложение или сервис, частично наделенный человеческим функционалом. Это довольно широкое определение. В узком смысле виртуальный ассистент всегда решает определенные задачи. Например, выполняет функции личного секретаря, управляет умным домом или автоматизирует бизнес-процессы. Нас интересует как раз последний вариант. Поговорим о том, чем полезен виртуальный голосовой помощник для бизнеса, что он умеет делать и как его создать.
Содержание статьи:
Для чего нужен виртуальный помощник
Искусственный интеллект уже прочно вошел в нашу повседневную жизнь. В каждом мобильном телефоне поселился умный голосовой помощник, который может рассказать о погоде, сообщить, где находится ближайший банкомат, вызвать такси или забронировать билеты в кино. Но это только один из примеров виртуального ассистента, наиболее известный и привычный. В действительности у подобных решений намного больше сфер применения.
Итак, что такое виртуальный помощник? В широком смысле это сервис (программа, мобильное приложение), способный выполнять определенные действия в ответ на информацию, введенную пользователем и/или почерпнутую из Сети[1]. Иначе говоря, искусственный интеллект избавляет человека от необходимости самостоятельно совершать некоторые операции — разумеется, простейшие, то есть такие, которые под силу роботу.
Возможности виртуальных ассистентов находят применение во всех сферах жизни. Голосовые помощники внедряют в автомобили, чтобы владелец мог без помощи рук открывать и закрывать двери, заводить двигатель, узнавать уровень топлива в бензобаке. Роботы управляют устройствами умного дома, их устанавливают в отелях, например, чтобы гости заказывали в номер услуги посредством простых команд[2].
Виртуальные ассистенты сейчас на пике популярности, и волна интереса к ним продолжает расти. По данным исследований, эта часть рынка увеличивается в среднем на 30 % в год[3]. А аналитики Gartner пришли к выводу, что в ближайшее время половину всех запросов в интернете пользователи будут осуществлять с помощью голоса[4].
Востребованность технологии вполне объяснима: темп жизни растет, свободного времени становится все меньше, и неудивительно, что часть задач люди стараются делегировать роботам. Причем это актуально не только для бытовой сферы, но и едва ли не в большей степени для бизнеса.
Если проанализировать бизнес-процессы любого коммерческого предприятия, станет ясно, что основная их часть есть не что иное как рутина. Многократно повторяющиеся стандартные операции — исходящие звонки, отправка коммерческих предложений и договоров, ответы на однотипные вопросы, заполнение карточек в CRM — отнимают у сотрудников массу рабочего времени. А ведь все эти процессы нужно еще и регулярно контролировать, чтобы убедиться в их соответствии корпоративным стандартам. Когда рутина отнимает столько времени, для развития остается минимум возможностей.
Как же компаниям повышать свою эффективность в таких условиях? Ведь отказаться от типовых операций нельзя: они лежат в основе важнейших бизнес-задач. Решить проблему поможет искусственный интеллект. Он готов взять на себя функционал операторов, причем будет делать это намного продуктивнее, чем целая смена контакт-центра.
Что может виртуальный помощник?
Прежде всего — имитировать реальное общение. Уровень развития этой функции у цифровых ассистентов бывает разным. Одни роботы способны поддерживать лишь простейшие диалоги, зачитывая заранее записанные аудиосообщения. Другие же неотличимы от человека: они понимают смысл обращенной к ним речи, знают синонимы, отвечают без задержек, замолкают при перебивании и даже используют слова-паразиты. В итоге собеседник даже не всегда может определить, что ведет диалог с роботом. Благо это или зло — уже другой вопрос, который лежит в этической плоскости, но ясно, что для бизнеса такие возможности могут быть весьма полезны.
Помимо коммуникативных функций, виртуальные помощники (голосовые боты) могут выполнять различные действия в соответствии с заданными сценариями: осуществлять маршрутизацию вызовов, отправлять SMS, записывать результаты звонков в виде отчетов, оперировать данными из информационных ресурсов компании и фиксировать изменения в них — при условии что робот интегрирован с соответствующими системами.
Исходя из этого функционала, легко догадаться, кому нужен виртуальный помощник. Технология востребована практически в любой отрасли бизнеса, где есть коммуникации:
- Интернет-магазины используют голосовые боты, чтобы оповещать об акциях и спецпредложениях, регистрировать клиентов в программе лояльности, активировать базу и стимулировать продажи, помогать с оформлением заказов.
- Виртуальный помощник в клинике, салоне красоты или другой организации из сферы услуг запишет клиента на прием, при необходимости перенесет время посещения, в результате чего повысится показатель «доходимости».
- Службы доставки с помощью цифровых ассистентов информируют получателей о статусе заказа, согласуют дату выдачи.
- Банки, страховые компании, операторы связи и интернет-провайдеры используют виртуальные помощники, чтобы рассказать о новых услугах и тарифах, напомнить клиентам о необходимости погашения задолженности и помочь совершить оплату.
- Службам персонала роботы помогают подбирать сотрудников и проводить собеседования.
И это далеко не все сферы, где используются виртуальные помощники, и не все задачи, которые они решают. Так, практически в любой компании цифровой ассистент может выполнять функции техподдержки: отвечать на частые вопросы клиентов, консультировать по простым задачам, передавать обращения операторам. А еще с его помощью можно проводить опросы и анкетирование — например, чтобы узнать мнение целевой аудитории о новом продукте. Помогают виртуальные помощники и во внутрикорпоративных коммуникациях: решают текущие вопросы сотрудников, ускоряют взаимодействие между подразделениями.
Преимущества использования виртуальных ассистентов
Плюсы очевидны. Во-первых, они разгружают сотрудников от рутинных задач, предоставляют им возможность заниматься более сложной работой[5]. Во-вторых, снижают расходы предприятия на содержание call-центра. В-третьих, повышают производительность: цифровой помощник, в отличие от человека, может обслуживать несколько линий одновременно, а работает круглосуточно, без перерывов, выходных, отпусков и больничных. Наконец, голосовые боты улучшают качество клиентского сервиса[6]: они быстрее, чем реальные сотрудники, отвечают на вопросы, оперативно предоставляют техподдержку и не пропускают ни одного обращения.
Как можно создать виртуальный ассистент
Цифровые помощники бывают разные: от примитивных чат-ботов, общающихся в мессенджере, до голосовых ассистентов со сложными коммуникативными функциями. Нас интересует второй вариант как наиболее совершенное и продвинутое решение.
Голосовые боты различаются по функционалу. Самые простые говорят по скрипту и решают определенный перечень задач: могут зачитать предварительно записанный текст, ответить на частые вопросы, соединить с оператором нужного отдела, отправить SMS. Сложные и продвинутые голосовые боты используют технологии распознавания и синтеза речи. Благодаря этому они могут поддерживать полноценный диалог, а не отвечать шаблонными репликами.
Как сделать виртуальный помощник, который будет действительно полезен бизнесу?
Можно пойти двумя путями. Первый — обратиться к программистам, чтобы разработать собственный цифровой ассистент для решения задач конкретной компании. Процесс создания такого робота занимает несколько недель, а средняя стоимость решения — 150 000 рублей[7]. Второй путь намного проще и дешевле — использовать готовую платформу — конструктор голосовых ботов[8].
Суть решения в следующем. Пользователь регистрируется на сайте провайдера услуги и получает доступ к облачной платформе. Сервис уже содержит все необходимое для создания и запуска виртуального ассистента: не требуется покупать дорогостоящее лицензионное программное обеспечение, оборудовать рабочие места. Клиент платит только за разговоры и SMS, как при использовании мобильной связи, причем тарификация чаще всего посекундная.
Для того чтобы создать виртуальный ассистент с помощью конструктора, не нужно быть программистом. В личном кабинете пользователю доступны шаблоны обзвонов: достаточно выбрать подходящий или собрать собственный скрипт из готовых функциональных блоков, затем загрузить базу номеров, подключить телефонию, интеграцию с CRM или другими информационными ресурсами компании, — и можно запускать сервис в работу.
Как действует виртуальный помощник?
Это проще всего понять на примере. Типичная проблема интернет-магазинов — брошенная корзина: клиент выбирает товары и по тем или иным причинам не завершает покупку. Большинство конструкторов голосовых ботов содержат шаблон обзвона для реактивации корзины. На сайте магазина робот находит информацию о клиенте, не завершившем покупки, обращается к CRM, чтобы получить нужные данные о нем, и совершает звонок с предложением закончить оформление заказа. В случае согласия цифровой ассистент отправляет покупателю SMS со ссылкой на страницу оплаты, после чего фиксирует результат.
Популярный кейс для банков, страховых компаний, интернет-провайдеров — напоминание о необходимости пополнить счет. За несколько дней до списания робот запросит в CRM контактные данные, позвонит клиентам и предложит отправить ссылку для оплаты. Результаты будут зафиксированы в информационной системе предприятия.
Аналогичным образом виртуальный помощник может напомнить клиентам о задолженности, подтвердить и при необходимости перенести время записи, проинформировать о статусе заказа и многое другое.
Виртуальный ассистент не заменит реальных сотрудников, зато он избавит их от рутины, а собственнику бизнеса поможет сэкономить. Умный голосовой бот находится на связи в режиме 24/7 и совершает сотни звонков в минуту. Создать цифровой ассистент можно, даже не обладая навыками программиста: это очень просто сделать с помощью конструктора с готовыми сценариями.
* Материал не является публичной офертой.