Выбираем IP-АТС: «коробка», ПО или «облако»?
Качественная и недорогая связь давно перешла в разряд насущной необходимости для компании любого масштаба. Более того, разнообразие решений стало причиной некоторой растерянности пользователей. Теперь ключевой вопрос заключается не столько в поиске экономичного варианта, сколько в выборе оптимального набора возможностей и затрат. Об этом мы и поговорим в статье.
Содержание статьи:
Что такое IP-АТС: справочник пользователя
Аналоговая телефония постепенно уходит в прошлое. Сокращение количества абонентских линий телефонной сети общего пользования измеряется миллионами в год[1]. Сначала на смену аналоговой телефонии пришла мобильная связь, а теперь позиции уверенно завоевывает интернет-телефония. Суть ее заключается в передаче оцифрованного голосового сигнала через Сеть — этим уже не удивишь даже среднестатистического пользователя компьютера. Программы, которые позволяют совершить бесплатный звонок через интернет в другой город или даже страну, стали привычными, в том числе и для бизнеса.
Для компаний различной направленности, будь то интернет-магазин или крупное производство, преимущества использования IP-АТС стали очевидны довольно быстро. Начиная с 2016 года более половины российских фирм используют виртуальные номера в качестве основного канала связи[2]. Это решение при широком наборе функций и низкой стоимости стало настоящим открытием для многих.
Давайте подробнее рассмотрим варианты организации интернет-телефонии.
Аппаратные IP-АТС: телефония в одной «коробке»
Действительно, переход на интернет-звонки можно осуществить, купив всего лишь одно устройство. Аппаратную IP-станцию можно назвать приемником обычной аналоговой АТС: физически она тоже размещается на территории владельца, однако работает на основе протокола IP. Связь обеспечивает SIP-провайдер, устанавливая абонентскую плату за пользование каналом.
Сам аппарат напоминает обычный маршрутизатор и имеет определенное количество разъемов. Именно с этим и связан один из существенных недостатков аппаратной IP-АТС, а конкретнее — при ее использовании могут возникнуть сложности с масштабируемостью.
Если потребуется увеличить мощность аппаратной IP-АТС, то проблему можно решить с помощью присоединяемых модулей, но их число также ограничено для каждой конкретной станции.
Помимо этого, аппаратные устройства имеют одно неприятное свойство: со временем они устаревают, как в прямом, так и в переносном смысле. В первом случае мы имеем в виду, что аппарат имеет определенный срок службы, а во втором — что прогресс в наше время движется довольно быстро.
Настройка и подключение таких устройств — забота пользователя. «Физическая природа» аппаратной IP-АТС в этом плане подразумевает вызов специалиста. В сложных случаях придется нанять сотрудника для обслуживания офисной сети. Это сказывается и на общей цене: допустим, само устройство стоит около 15 000–50 000 рублей[3] (цена сильно зависит от количества линий для подключения). Настройка может обойтись примерно в 6000–15 000 рублей. Некоторые компании могут предложить ежемесячное абонентское обслуживание стоимостью около 5000 рублей.
Однако аппаратные IP-станции имеют и достоинства: например, можно подключить к устройству аналоговые номера и факсы. С помощью других видов IP-АТС это сделать также реально, но с аппаратной задача решается проще.
Аппаратные IP-АТС не накладывают никаких ограничений на выбор и смену провайдера — он может быть даже зарубежным. Поэтому неожиданное повышение тарифов владельцу устройства грозит мало, поставщика услуги можно быстро поменять.
Среди конкретных представителей рынка можно выделить станцию Avaya IP Office — поддержка до 384 телефонных номеров, организация телеконференций, дублирование звонков на мобильные телефоны[4]. Стоит упомянуть марку AddPac[5] с ее универсальными устройствами, способными сохранять информацию о пропущенных вызовах, а также имеющими голосовое меню и функцию переадресации.
В целом хотелось бы отметить, что аппаратные IP-АТС подойдут стабильным компаниям, которые готовы выделить средства для обслуживания станции и не ожидают значительного повышения количества телефонных линий.
Программные IP-АТС: гибкость и масштабируемость
Название полностью определяет суть продукта: это специальная компьютерная программа, которая позволяет совершать и принимать звонки посредством интернета. Программные IP-АТС принято называть софтфонами, от английского software telephone. Итак, как работают программные АТС?
Для того чтобы пользоваться софтфоном, достаточно компьютера с выходом в интернет, а также гарнитуры (наушники и микрофон). В сети можно найти множество бесплатных программных IP-АТС для телефонизации офиса, однако бесплатны они лишь условно. Программы, которые не нужно покупать, часто имеют урезанный функционал — например, не поддерживают перевод и удержание звонка, без которых сложно представить работу компании.
К преимуществам программных IP-АТС можно отнести возможность проводить видеоконференции, хранить значительные объемы данных о звонках и абонентах, быстро и легко изменять основные параметры сети. В целом набор функций целиком и полностью зависит от конкретной программы.
Низкая стоимость программы для IP-связи не должна чересчур обнадежить владельца бизнеса. Для того чтобы качество связи стало высоким или как минимум стабильным, потребуется вложить средства в техническое обеспечение офиса. Быстрые компьютеры, качественная гарнитура и надежное ПО — условия эффективной работы. В противном случае клиенты и партнеры останутся недовольны постоянными сбоями звука и срывами связи.
Одной из популярных версий профессионального софтфона для офиса является Aterisk[6]. ПО включает в себя полный набор базовых и дополнительных функций мини-АТС. Однако использование продвинутых функций вроде сложных алгоритмов маршрутизации предполагает затраты на содержание штатного или аутсорсингового специалиста.
Программные IP-телефоны привлекают кажущейся простотой в использовании и обещанием бесплатной работы, однако крупную компанию с таким типом связи представить трудно. Только если в техническую организацию и оплату работы опытного программиста были вложены большие деньги.
Виртуальные АТС: проще простого
Мы с уверенностью может сказать, что современные технологии достигли уровня, при котором создание собственной телефонной станции может стать делом одного клика. Облачные, или виртуальные, АТС работают по принципу предоставления услуг, располагаясь при этом на серверах провайдера. Выходит, что клиент получает готовую станцию, очищенную от каких-либо проблем, связанных с настройкой и установкой. Конечно, придется потратить некоторое время на регистрацию и выбор параметров АТС в личном кабинете.
Практически каждая из виртуальных АТС имеет интуитивно понятный пользователю компьютера интерфейс, а в случае затруднений можно обратиться в специальную службу поддержки.
Облачные технологии позволяют создавать телефонные станции с многоканальными и добавочными номерами для сотрудников, с голосовым меню и переадресацией, интегрировать номера с сайтом, совершать видеозвонки и групповые переговоры, записывать каждый вызов и даже фильтровать нежелательные входящие. И это лишь базовые функции. Одно из главных достоинств облачной IP-АТС — широкий функционал при минимальных усилиях. Виртуальную АТС очень легко масштабировать — в зависимости от текущих потребностей можно в любой момент изменить количество линий. Это важно для сезонного бизнеса, которому ни к чему лишние затраты в «мертвый» период.
С помощью виртуальной АТС можно объединить региональные филиалы под единым телефонным номером, настроив простые алгоритмы переадресации. И для этого не нужно загружать или нанимать программиста. Кроме того пользователю облачной АТС доступна вся статистика звонков. В совокупности все преимущества виртуальных телефонных номеров позволяют организовать настоящий кол-центр, даже если у компании отсутствует централизованный офис.
Стоит отметить, что некоторых пользователей смущает генерация данных о звонках на чужом сервере. Принимая это во внимание, крупные провайдеры вкладывают большие средства в организацию системы защиты информации клиентов.
Цена виртуальной IP-АТС складывается из абонентской платы (примерно от 500 рублей в месяц) и количества звонков (около 0,65–1,75 рубля за минуту разговора). При подключении нового городского номера необходим единоразовый платеж, размер которого зависит от «красоты» сочетания цифр, а также абонентская плата за его использование (примерно 150–300 рублей в месяц).
Среди популярных АТС можно выделить:
- «Телфин» с базовым пакетом на подключение четырех сотрудников и интеграцией с популярными CRM (в том числе и «Битрикс24»)[7].
- YouMagic.Pro с возможностью подключения номеров 8-800 и 8-804 и вполне демократичными ценами[8].
- Mango Office с широким набором функций и допуслуг[9]. Среди них — различные сценарии распределения вызовов, бизнес-аналитика по звонкам, алгоритмы предотвращения потери пропущенных, корпоративный мессенджер с возможностями голосового общения.
- Виртуальная АТС от МТТ с возможностью подключения единого номера компании и широким функционалом: обработка большого количества звонков одновременно, анализ разговоров и многое другое[10].
Виртуальная IP-АТС хороша тем, что при простоте установки и настройки обладает универсальностью, способна подстраиваться практически под любой тип бизнеса. Поэтому ее применяют как в небольших, так и в довольно крупных компаниях, на этапе стартапа или при устоявшихся темпах развития.
Выбор IP-АТС должен быть сделан с учетом возможностей и потребностей каждой конкретной компании. Конечно, по сравнению с аналоговой телефонией оптимизацией можно назвать сам переход к использованию интернет-каналов, но грамотный подбор IP-АТС открывает большой простор для дальнейшего развития. При этом следует учитывать сложность в подключении и обслуживании, стоимость звонков, возможные неполадки в работе систем — все эти факторы будут влиять на телефонную связь, один из главнейших каналов коммуникации с клиентами и партнерами.
* Материал не является публичной офертой. Информация о ценах приведена для ознакомления и актуальна на август 2021 года.