Предпроверочный анализ налоговой: важно знать каждому предпринимателю

Количество выездных налоговых проверок в 2019 году по сравнению с 2018 снизилось на 34%, а за последние пять лет — и вовсе в 3,3 раза[1]. В то же время неуклонно растет их результативность: средний объем доначислений в расчете на одну проверку составляет 42,8 млн рублей[2]. Это говорит о том, что налоговики стали более основательно подходить к проверкам: прежде чем организовывать выезд, они проводят подробный предпроверочный анализ «подозрительной» компании. Методы мониторинга совершенствуются, поэтому налогоплательщикам важно понимать, из-за чего налоговики могут обратить на них свое внимание. Знание механизмов предпроверочного анализа позволит избежать выездной проверки, которая с очень большой вероятностью приведет к доначислению налогов.

Понятие предпроверочного анализа

Предпроверочный анализ налоговой — это комплекс мероприятий по поиску, сбору и оценке информации об определенном налогоплательщике, цель которого — принять обоснованное решение о проведении или непроведении выездной налоговой проверки в отношении этого налогоплательщика.

В результате анализа ФНС решает:

  • нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство. Тогда инспекция выясняет, каковы шансы выявить в ходе выездной проверки недоимку по налогам и какой ее потенциальный размер;
  • реально ли взыскать обнаруженную недоимку, ведь важной частью деятельности ФНС является не только выявление нарушений, но и фактическое взыскание денег в бюджет. Это означает, что налоговая с большей вероятностью обратит внимание на нарушителя, у которого активы для выплаты недоимки имеются. Впрочем, есть такие активы или нет — тоже станет известно по итогам предпроверочного анализа.

Если по завершении анализа инспекторы пришли к выводу, что «игра стоит свеч», они приступают к следующему этапу. Речь идет, конечно, о выездной проверке — дело в том, что это сложное мероприятие, при его организации ФНС сталкивается с серьезными затратами в плане времени и финансов. Именно поэтому без предпроверочного анализа, то есть без стопроцентной уверенности в целесообразности проверки, начинать ее попросту неразумно.

Кто и как проводит анализ

Для проведения мероприятий, предваряющих выездную проверку, в каждой инспекции ФНС имеется отдел предпроверочного анализа. Там работают специалисты, которые контролируют всех относящихся к данной ИФНС налогоплательщиков, выявляют среди них подозрительных, собирают о них информацию и принимают решение о целесообразности выездной проверки, а также разрабатывают наиболее эффективные стратегии ее проведения.

Налогоплательщик оценивается по критериям оценки рисков, приведенным в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Выездная проверка тем более вероятна, чем больше рисков обнаруживается в деятельности организации. Гражданин также может руководствоваться критериями, перечисленными в Приказе № ММ-3-06/333@, для самопроверки своей деятельности.

Выделяются следующие критерии оценки рисков[3]:

  • Налоговая нагрузка у компании ниже, чем в среднем по отрасли, в которой она работает. Налоговая нагрузка — это соотношение суммы уплачиваемых налогов и выручки налогоплательщика.
  • На протяжении двух или более лет в налоговой и бухгалтерской отчетности организация заявляет убыточность. Важно отметить, что, оценивая этот критерий, специалисты примут во внимание объективные причины, по которым компания могла иметь убытки. Но если подобных причин нет, такая отчетность покажется странной.
  • Большой объем применяемых налоговых вычетов.
  • Расходы организации растут быстрее доходов.
  • Средняя зарплата сотрудников налогоплательщика ниже средней по отрасли, в которой он работает.
  • Налогоплательщик постоянно приближается к предельным значениям показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы.
  • Если речь идет об индивидуальном предпринимателе и в декларации он указывает, что суммы доходов и расходов практически равны.
  • Налогоплательщик ведет свою деятельность через цепочку контрагентов, перекупщиков или посредников без видимых на то причин.
  • Налогоплательщик не предоставил налоговой ранее запрашиваемые ею документы или пояснения.
  • Налогоплательщик часто меняет место своего положения и «мигрирует» между разными ИФНС.
  • Рентабельность компании значительно отличается от средней по ее сфере.
  • Компания ведет деятельность с высоким налоговым риском.

Сам же предпроверочный анализ выездной налоговой проверки имеет два этапа — автоматизированный и ручной. Автоматизированный анализ производится с помощью специальных программ:

  • СУР АСК НДС-2 — система, с которой начинается проведение предпроверочного анализа. На основании бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков она автоматически распределяет их на три группы. Первая — с низким налоговым риском: законопослушные налогоплательщики, деятельность которых не вызывает подозрений. Вторая — с высоким налоговым риском: организации, не исполняющие свои налоговые обязательства или исполняющие их в минимальном объеме. Третья — со средним налоговым риском: компании, которых программа не смогла отнести ни к одной из предыдущих категорий. Как можно догадаться, основным объектом внимания проверяющих становятся как раз те, кто относится ко второй группе. Работа с СУР АСК НДС-2 регламентирована письмом ФНС России от 3 июня 2016 года № ЕД-4-15/9933@[4];
  • АИС «Налог-3» — единая информационная система ФНС, аккумулирующая в себе сведения обо всех налогоплательщиках как из внутренних источников налоговой, так и извне. Введена в работу Приказом ФНС России от 14 марта 2016 года № ММВ-7-12/134@[5];
  • ПК «ВАИ» — программа, позволяющая наглядно оценить взаимосвязь налогоплательщика с другими компаниями, к примеру, участие его учредителей в других юридических лицах.

Такой «трехслойный» программный фильтр отсеивает существенное количество законопослушных лиц, но выбрать из оставшихся тех, к кому действительно стоит ехать с проверкой, придется уже самим специалистам. Поэтому они и приступают ко второму этапу анализа — ручной проверке подозрительных компаний.

Ручной предпроверочный анализ, проводимый налоговым органом, представляет собой исследование документов и информации о налогоплательщике, полученных от источников внутри ФНС и вне налоговой.

К внутренней информации относятся документы, которые налоговая получает от налогоплательщика в ходе работы или формирует самостоятельно в пределах своих полномочий.

В ходе ручного предпроверочного анализа налоговая рассматривает

Исследуя эту информацию и сравнивая ее, сотрудники ищут нестыковки и странности: к примеру, несоответствие доходов и расходов в разных документах, резкое сокращение стоимости активов или дебиторской задолженности.

Помимо внутренних источников информации налоговой, при анализе используются внешние, в том числе сведения, полученные по запросу из других органов и организаций, и данные, находящиеся в открытом доступе в интернете.

Налоговая вправе запросить информацию в:

  • Росреестре — чтобы установить фактический состав имущества, зарегистрированного на организацию, ее выгодоприобретателей и членов их семей;
  • ГИБДД — чтобы найти незадекларированные транспортные средства, связанные с налогоплательщиком;
  • органах ЗАГС — для установления состава членов семей выгодоприобретателей;
  • банках — они могут предоставить выписки по счетам, позволяющие отслеживать движение средств компании.

Кроме того, специалисты ФНС обращают свое внимание и на открытые источники: сайт проверяемой организации, социальные сети ее учредителей, выгодоприобретателей, сотрудников, членов их семей. Дальнейшая схема действия аналитиков из налоговой проста: если после анализа всего массива полученных данных оказывается, что подозрения можно подтвердить, принимается решение о целесообразности проведения выездной проверки.

Крайне важный момент: аналитики, занимающиеся сбором информации и мониторингом деятельности налогоплательщика, никак не ограничены во времени. Дело в том, что законодательство не обозначает конкретных сроков для проведения предпроверочного анализа. Это означает, что у специалистов ФНС есть возможность основательно подойти к вопросу и охватить значительную часть истории деятельности предприятия, принадлежащего заинтересовавшему их лицу.

Какие результаты дает анализ и чем это грозит налогоплательщику

И все-таки следует обозначить, что к выводу о том, что пора начинать организацию выездной проверки, в ФНС приходят не сразу после получения соответствующей информации. Она также анализируется по определенной схеме. По сути, целесообразной потенциальную проверку признают, если:

  • расходы организации или ее выгодоприобретателей превышают доходы;
  • есть очевидные основания предполагать, что компания допустила налоговые нарушения и недоплатила в бюджет;
  • аналитики имеют представления о том, где примерно искать нарушение и какие документы запрашивать;
  • недоимка достаточно большая и при этом налогоплательщик сможет ее заплатить. Как мы уже отмечали выше, налоговикам важно, чтобы проверка была результативной не только с точки зрения выявления нарушения, но и с точки зрения фактического взыскания. Более того, чем бóльшая сумма в итоге поступит в бюджет в качестве недоимки, тем лучше. Поэтому ФНС интересуют прежде всего крупные организации с многомиллионными оборотами.

Результат предпроверочного анализа оформляется в виде письменного заключения, в котором подробно расписывается следующая информация:

  1. основные сведения о проверяемом налогоплательщике: реквизиты юридического лица, данные о его учредителях и выгодоприобретателях;
  2. анализ финансово-хозяйственной деятельности на основании данных бухгалтерской и налоговой отчетности;
  3. оценка по критериям риска в виде таблицы;
  4. перечень источников информации, использованных в анализе;
  5. сведения о ранее проведенных в отношении этого налогоплательщика камеральных и выездных проверках;
  6. выводы о соответствии или несоответствии объемов расходов на выездную проверку потенциальной сумме недоимки по налогам, а также о перспективах взыскания, составе проверяющих, необходимости в обращении в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Если в итоге аналитики ФНС решили, что выездная проверка уместна и руководитель налогового органа выносит свой вердикт о проведении проверки, то специалисты выезжают к налогоплательщику. Такого рода проверки очень редко заканчиваются незаметно для компании — в большинстве случаев налоговики обнаруживают нарушение — задолженность — и обязуют ее погасить.

Конечно, налоговая никак специально не уведомляет плательщика о том, что в отношении него проводится подробный предпроверочный анализ выездной налоговой проверки. И все же гражданин может самостоятельно догадаться, что ФНС «прощупывает почву».

Как понять, что в отношении налогоплательщика проводится предпроверочный анализ?

Проведение ручной проверки говорит о том, что компания на уровне автоматизированного этапа была признана подозрительной. И все-таки это еще не означает, что выездная проверка непременно состоится. Даже на данном этапе есть вероятность, что все обойдется.

Между тем предсказать результаты предпроверки вполне реально, хоть и сложно. Чтобы самостоятельно просчитать свои перспективы, налогоплательщику нужно проанализировать хозяйственную деятельность за последние три года и выяснить:

  • не было ли в числе контрагентов фирм-«однодневок»;
  • все ли налоги уплачены в полном объеме и в положенный срок;
  • вся ли отчетность сдана.

Заранее оценивать налоговые риски очень важно, ведь тогда при выявлении слабых мест владелец бизнеса может подготовить документы, обосновывающие чистоту деятельности его компании.

Далеко не в каждой организации найдется штатный специалист, знакомый с предпроверочным анализом. Но поверхностных знаний о процедуре будет, мягко говоря, недостаточно. Налоговые проверки — сложный аспект деятельности налогоплательщиков, и если сами проверки регламентированы законодательно, то предпроверочный анализ — нет. Поэтому разобраться в нем способен далеко не каждый специалист, даже с серьезной юридической или бухгалтерской подготовкой. Поэтому для проведения независимой проверки факторов риска стоит привлечь сторонних аудиторов. Такие специалисты не только могут определить, какова вероятность выездной проверки налоговой, но и способны выработать стратегию поведения во время визита налоговиков, подготовить документы, проинструктировать сотрудников. Такая профессиональная поддержка позволяет значительно повысить шансы компании на прохождение проверки, если она состоится, без материальных потерь.


Если внимательно изучить критерии оценки налоговых рисков, становится очевидно, что едва ли найдется организация, которая хотя бы по одному из них не попадала в условную категорию подозрительных. В то же время, по данным ФНС, только один из тысячи налогоплательщиков проверяется в рамках выездной проверки[6]. Во-первых, это можно объяснить ответственным походом специалистов налоговой к анализу, а во-вторых — налогоплательщики сами в силах оценивать свои риски и своевременно предпринимать меры. По сути, налогоплательщик может избежать проверок, если будет уделять должное внимание своей финансово-хозяйственной деятельности, вдумчиво выбирать контрагентов, ответственно подходить к составлению документов, а также своевременно обращаться за помощью к независимым экспертам.

документы

Соблюдение налогового законодательства снижает риск налоговых проверок, но не исключает их.

Подробнее...
юрист

Квалифицированные специалисты могут оценить риски внеплановой налоговой проверки, а также дать рекомендации, направленные на минимизацию ущерба.

Оценить риск выездной проверки...
Стоимость

Стоимость услуг в области налогового консалтинга может зависеть от размера компании, оборотов, специфики деятельности и сложности ситуации.

Узнать стоимость...
юрист

Задать вопрос специалисту можно через форму обратной связи, эксперт ответит в течение 20 минут.

Задать вопрос...
сделка

За помощью в оценке налоговых рисков, а также подготовке к проверкам стоит обращаться в компанию с положительной репутацией, имеющую значительный опыт в данной сфере.

Куда можно обратиться?

Мнение редакции

Ори­ен­ти­ро­вать­ся при изу­че­нии ком­па­нии ис­клю­чи­тель­но на ее опи­са­ние на офи­ци­аль­ном сай­те — это не луч­шая идея. Крас­но­ре­чи­вее все­го о ра­бо­те фир­мы рас­ска­жут от­зы­вы кли­ен­тов. При­чем ис­кать не­за­ви­си­мые мне­ния сто­ит на спе­ци­аль­ных ре­сур­сах (сай­тах-от­зо­ви­ках) — так ни­же ве­ро­ят­ность, что оцен­ки за­каз­ные.