Облачная АТС: что это такое и какие решения предлагает российский рынок

Каким критериям должна соответствовать современная телефонная связь для бизнеса? Экономичность, высокое качество звука, обширная география покрытия, простота в настройке и ежедневном использовании. Также желательно и наличие дополнительных функций. Бытует мнение, что так называемая облачная, или виртуальная, телефония удовлетворяет все эти требования. Так давайте разберемся, насколько верно это утверждение и что на сегодняшний момент нам могут предложить провайдеры услуги.

От аналоговой связи к облачной: тренды и бренды

Суть виртуальной телефонии нельзя назвать сложной для понимания, особенно если дело касается активного пользователя сети. Передача голосового сигнала посредством интернета доступна уже довольно долгое время. Частные лица нередко используют эту возможность для недорогих звонков в другие города и за рубеж. Но в бизнесе применение виртуальной телефонии немного иное. Связь зачастую предоставляют в рамках SaaS: заказчик получает возможность пользоваться всеми возможностями облачной телефонии, но само программное обеспечение находится на серверах провайдера. Это позволяет избежать стартовых инвестиций в разработку продукта, тогда как время «развертывания» функционала существенно снижается.

В каких сферах применяются виртуальные АТС

Переход на облачные технологии является одной из главных тенденций IT-рынка. В 2020 году количество абонентов на российском рынке виртуальных АТС увеличилось на 11 % и достигло 359 тысяч. По сравнению с 2019 годом объем рынка вырос на 19 % и составил 13 млрд рублей [1] .

Рынок облачной телефонии достаточно развит. Здесь присутствуют как федеральные, так и региональные операторы интернет- и аналоговой связи, а также игроки, специализирующиеся исключительно на виртуальной телефонии.

Сейчас топ-3 рынка виртуальных АТС составляют «Манго Телеком», «МТТ» и «Ростелеком» [2] .

Давайте подробнее рассмотрим условия работы, особенности предоставления услуг и ценовой политики основных игроков данного сегмента.

Обзор лучших решений на рынке услуг облачной телефонии

Выбирая провайдера виртуальной АТС, следует учитывать довольно много нюансов — от возможностей системы до тарифов. Поэтому без анализа предложений хотя бы основных представителей рынка обойтись сложно.

Какие опции предлагают провайдеры виртуальных АТС

«Яндекс.Телефония»: все на новенького

Сервис был запущен в апреле 2016 года и показал неплохие темпы развития. Изначально география облачной телефонии провайдера включала в себя лишь Московский и Ленинградский регионы. Сегодня компания предлагает номера в коде 154 городов по всей России [3] .

Среди возможностей сервиса облачной АТС можно отметить настройку правил обработки звонков, хранение записей разговоров, персональные голосовые приветствия, голосовое меню, очередь звонков, черный и белый списки, статистику работы сотрудников по звонкам. Дополнительно можно установить виджеты звонка с сайта, заказа обратного звонка, контактной формы. «Яндекс.Телефония» предоставляет возможность бесплатного пользования сервисом в течение пробного периода — две недели. Далее можно выбрать из двух тарифов:

  • «Старт». Без абонентской платы, включает в себя один телефонный номер, двух пользователей в аккаунте, бесплатные вызовы внутри компании и детализацию звонков. Не поддерживает очередь звонков и запись разговоров;
  • «Профи». Абонентская плата около 1300 рублей в месяц, включены 15 пользователей, расширенная статистика, запись звонков, интеграционное API.

Zebra Telecom: классика облачной телефонии

История компании насчитывает уже более 15 лет, а виртуальные номера провайдер предоставляет начиная с 2012 года. Более десяти лет входит в группу компаний «Ростелеком».

Среди возможностей провайдера — настройка сценариев обработки звонков, общая телефонная книга компании, любые сценарии обработки вызовов, голосовая почта, автоматическое распределение звонков, организация телефонных конференций, запись и хранение разговоров. Также возможно использование коллтрекинга.

Zebra Telecom предоставляет абонентам на выбор несколько тарифов [4] :

  • Free. Без абонентской платы, три пользователя, базовые функции виртуальной АТС и запись звонков;
  • Home. Абонентская плата — около 400 рублей в месяц. Включает десять пользователей, возможность подключения номеров других операторов, интеграцию с основными CRM, интеграцию по API;
  • Business. Абонентская плата — 1980 рублей в месяц. Есть возможность подключить к облачной АТС до 30 сотрудников, также позволяет организовать автообзвон по спискам;
  • Enterprise. Абонентская плата — 5100 рублей в месяц. Подключение до 100 сотрудников, поддерживает все функции предыдущих тарифов.

«Телфин»: широта размаха

Один из лидеров рынка в области виртуальной телефонии с долей рынка 5 % по итогам 2019 года. Основана компания в 2003 году, с самого начала ее специализация — разработка VoIP-решений для малого и среднего бизнеса.

Возможности облачной АТС «Телфин» довольно обширны: многоканальные номера с неограниченным количеством вызовов, подключение дополнительных, голосовое приветствие, конференц-связь, различные сценарии обработки звонков, внутренние линии, перехват входящих вызовов, оценка качества обслуживания, речевая аналитика и другие.

Облачная АТС от «Телфин» базируется на следующих тарифах:

  • «Стандарт». Абонентская плата — 790 рублей в месяц. Тариф рассчитан на четырех пользователей, базовые функции облачной АТС включены. Дополнительная плата за каждого пользователя сверх нормы — 100 рублей, подключение от пяти таких пользователей;
  • «Стандарт+». Абонентская плата — 1650 рублей в месяц. Этот тариф отличается подключением 14 пользователей. Дополнительная плата за каждого пользователя сверх нормы — 90 рублей, возможно подключение от пяти таких пользователей;
  • «Корпорация». Тариф рассчитан на 24 пользователей и более, включает запись разговоров, мониторинг и оценку звонков. Абонентская плата составляет 5500 рублей в месяц.

В базе облачной АТС «Телфин» есть номера с региональными кодами 73 городов России.


Виртуальная АТС от МТТ: автоматизация рутинных процессов

МТТ осуществляет свою деятельность с 1994 года. С 2005 года компания является международным оператором связи. Сегодня это один из лидеров российского рынка офисных АТС по доходам — 14 % по итогам 2020 года [5] .

Благодаря виртуальной АТС от МТТ можно принимать сразу несколько звонков, записывать, а затем прослушивать и анализировать разговоры. МТТ гарантирует своим клиентам круглосуточную техподдержку, безопасность данных, стабильную связь по всей России (в базе номера 92 городов страны).

МТТ предлагает несколько тарифов [6] :

  • «Офис Продаж». Ежемесячная плата — 2500 рублей. Тариф рассчитан на пятерых пользователей, дополнительное рабочее место стоит 90 рублей. Клиенты получают номер 8-800. Пакет включает 700 исходящих и 200 входящих минут. Интеграция с CRM оплачивается отдельно.
  • «8-800». Стоимость — 1400 рублей в месяц. Предполагает два рабочих места, дополнительные оплачиваются отдельно (135 рублей за пользователя). Опция «Запись разговоров» в этом тарифном плане платная — 590 рублей в месяц.

Настройкой виртуальной АТС занимаются специалисты МТТ. При этом компания предлагает широкий спектр дополнительных услуг и опций, среди которых голосовой робот VoiceBox . Это коробочное решение с готовыми кейсами для таких сферах бизнеса, как интернет-магазины; рестораны и кафе; услуги красоты; клиники; финансовые организации; обслуживание автомобилей; страховые компании; службы доставки.

Робот обладает функциями синтеза и распознавания речи. Умеет обрабатывать до миллиона звонков в день. VoiceBox принимает и распределяет входящие вызовы, осуществляет исходящий обзвон с целью информирования клиентов, записывает разговоры, формирует статистику, составляет отчеты, помогая вести аналитику и совершенствовать бизнес-процессы.

VoiceBox легко настраивается и интегрируется с любой CRM-системой. Стоимость использования голосового помощника начинается от 1,5 рубля за минуту успешного соединения; стоимость СМС-сообщения фиксированная — 3 рубля. Цена зависит от объема клиентской базы, выбранного функционала и других факторов [7] .


UIS: история успеха

Одна из самых «долгоиграющих» компаний на рынке: ее история началась еще в 1999 году с телефонизации офисов обычными аналоговыми устройствами. Только в 2008 году UIS принялась за разработку первых облачных АТС. Провайдер занимает неплохую строчку в рейтинге: по итогам 2020 года доля доходов, приходящаяся на компанию, составила 10 %. Довольно обширна географическая сеть — база номеров включает в себя 84 региональных кода.

Помимо стандартных возможностей облачной АТС, таких как многоканальная связь, переадресация звонков, конференц-связь, журнал и запись, UIS предоставляет функции «Тренер» (незаметное подключение к разговору другого сотрудника), автоинформирование клиента о статусе заказа, ускоренный режим прослушивания записанных разговоров.

Действуют три основных тарифа [8] :

  • «Первый шаг» с абонентской платой в размере около 590 рублей в месяц. Включает один номер, трех пользователей;
  • «Универсал» с абонентской платой в размере около 1390 рублей в месяц. Включает три номера, пять пользователей, расширенные возможности АТС;
  • «Максимум» с абонентской платой в размере около 2390 рублей в месяц. Включает десять номеров, десять пользователей, расширенные возможности АТС, статистику и отчеты.

Mango Office: заоблачные результаты в облачной телефонии

Виртуальная АТС этого провайдера прочно занимает лидирующие позиции среди всех подобных сервисов. По итогам 2020 года доля дохода компании на рынке достигла 24 % [9] . Основная часть пользователей сервиса — организации, специализирующиеся на розничной и оптовой торговле, а также интернет-магазины.

Компания «Манго Телеком» была основана в 2000 году, и за это время заслужила множество премий в сфере телекоммуникаций. В 2013 году акционером предприятия стал инвестиционный фонд корпорации Intel.

Возможности облачной АТС Mango Office довольно обширны — подключаясь, абонент получает доступ или возможность использования более 100 бизнес-функций. Среди них переадресация звонка на сотрудника, внешний номер или голосовая почта, в том числе и по расписанию, внутренний коммуникатор Mango Talker, настройка групп обзвона, алгоритма распределения звонков, детализация услуг и расходов, отчеты, конференц-связь, интеграция с мобильной связью, отправка СМС-сообщений с отраслевой подписью и многое другое. Среди дополнительно оплачиваемых функций — коллтрекинг, облачное хранилище данных, виртуальные комнаты конференций, виджет заказа обратного звонка для сайта.

Mango Office предусматривает несколько версий виртуальной АТС [10] :

  • «Базовая». Абонентская плата — 780 рублей в месяц. Включает три телефонных номера, десять каналов, возможность подключения номеров других операторов, неограниченное количество схем обработки вызовов, настройку действий при отсутствии абонента, отчеты с детализацией до сотрудников;
  • «Расширенная». Абонентская плата — 1750 рублей в месяц. Включает 15 телефонных номеров, 50 каналов, многоуровневое голосовое меню, защиту внутренних номеров паролем, выборочную запись разговоров;
  • «Максимальная». Абонентская плата — 2900 рублей в месяц. Количество телефонных номеров не ограничено, 100 каналов, автоинформатор о времени ответа оператора и номере в очереди, подробную детализацию и отчеты по звонкам, в том числе отчеты об эффективности рекламных кампаний, нагрузке по часам, показателях обслуживания».

Ответ на вопрос, как выбрать провайдера облачной телефонии, основан на максимальном соответствии характеристик предоставляемых услуг и запросов абонента. Большое значение имеет количество функций, ведь развитие бизнеса вносит свои коррективы в работу: если сегодня компании необходим минимальный набор, то завтра может понадобиться расширение их ассортимента. Поэтому при выборе облачной АТС стоит обращать внимание на гибкость провайдера и его стремление к новым разработкам, ну и, конечно, прочность позиций на рынке.


* Материал не является публичной офертой. Информация о ценах приведена для ознакомления и актуальна на август 2021 года.

Мнение редакции

Если вы работаете с клиентами, то какого бы провайдера и какой бы тариф вы ни выбрали, рекомендуем вам подключить опцию «Информирование по SMS». Это прекрасная возможность отправить клиенту после разговора СМС-сообщение с необходимыми сведениями — например, контактными данными и подобным. Таким образом можно повысить лояльность клиентов.